Впервые на постсоветском пространстве специалисты-судоводители получили возможность приобретения новых знаний путём введения спецкурса «Администрирование безопасности в судоходстве».
И получили они эту возможность не где-нибудь, а в нашей стране, единственной из всех в СНГ. В Украине с инициативой введения нового спецкурса выступила Одесская национальная морская академия, как оказалось, до сих пор скромно умалявшая свои заслуги в огромной подготовительной работе. Со дня официального старта нового спецкурса прошла лишь неделя – открытие свершилось в минувший понедельник, 19-го декабря. И сегодня об истории введения, необходимости такого спецкурса, его перспективах и других сопутствующих вопросах рассказывает автор идеи, профессор Владимир ТОРСКИЙ, заведующий кафедрой «Безопасность и охрана на море» ОНМА.
— Владимир Георгиевич, с чего всё начиналось? Чем обусловлено открытие отдельного спецкурса? Насколько он сегодня необходим?
— Владимир Георгиевич, с чего всё начиналось? Чем обусловлено открытие отдельного спецкурса? Насколько он сегодня необходим?
— Необходимость была озвучена, так сказать, извне в письмах руководителей регионального филиала Инспекции по вопросам подготовки и дипломирования моряков, Госморинспекции, ГФИ Украины, направленных в адрес академии. Суть этих писем в том, что подготовка инспекторов государственного портового надзора и контроля судов осуществляется в Украине путём переподготовки и повышения квалификации. Между тем мировой опыт – как образец были приведены США, Италия и Турция – знает примеры, когда инспектора по контролю судов готовятся в вузах по специальным программам, что позволяет привлекать молодёжь к работе на инспекторских должностях. Также были изложены конкретные цифры требуемых специалистов по отдельным направлениям. Инспекции государственного портового надзора в морских торговых портах Украины необходимо 800 человек, в Госфлотинспекцию на должности инспекторов контроля судов, контроля государства флага, государства порта – 50, в рыбную инспекцию – 30. Инспектора контроля судов востребованы судоходными компаниями как лица, ответственные за организацию безопасной эксплуатации судов, а также для осуществления внутренних инспекций судов. До 200 судоходных компаний в Украине – судите сами. Кроме того, такие специалисты смогут эффективно работать и в регистре судоходства Украины, инспекции главного государственного регистратора флота и пр.
— Итак, авторы обращений просили рассмотреть возможность подготовки таких специалистов на базе морской академии?..
— Совершенно верно. Однако ещё 24 декабря 2004 года Учёный совет принял решение о подготовке таких специалистов на специальности «Судовождение», позже были разработаны схемы приёма и обучения на спецкурсе.
Идея создания спецкурса не спонтанна. Вопрос необходимости его открытия впервые был поднят на десятилетии Научно-методической комиссии «Судовождение и энергетика судов»: я впервые попытался сформулировать целесообразность открытия такого направления подготовки специалистов.
— В чём виделась Вам эта необходимость?
— Прежде всего, это старение кадров: к сожалению, в системе администрирования работают те, кто был подготовлен ещё в советские времена. Молодые специалисты-судоводители, в основном, идут работать на суда под иностранным флагом, где заработная плата значительно выше. Другой фактор — отсутствие базовых знаний – как следствие позволяет выделить третий — выпускника не будут серьёзно воспринимать как кандидата для занятия той или иной должности в системе морской администрации Украины (МАУ).
— На кого рассчитан спецкурс? Какова процедура приёма? Сколько длится обучение? И сакраментальный для сегодняшнего дня вопрос – сколько стоит обучение?
— Спецкурс рассчитан на курсантов выпускных курсов факультетов «Судовождение на морских и внутренних водных путях» и «Морского судовождения» ОНМА. Для зачисления на спецкурс требовалось заявление курсанта, характеристика руководства факультета, рекомендация командира роты и сведения о среднем балле – пока курс рассчитан на группу в количестве до 25 человек, поэтому при приёме рассматривались самые достойные кандидатуры. Период обучения — с 19 декабря по 19 февраля. Обучение бесплатное – по крайней мере, в этом году.
— По окончании спецкурса планируется выдавать специальный документ или прохождение его отразится только в отдельной записи в дипломе?
— В конце курса будет выдано свидетельство о том, что курсант прошел теоретическую подготовку в объёме 486 часов и изучил за период обучения ряд дисциплин, которые также будут указаны в свидетельстве.
— Расскажите, пожалуйста, какие дисциплины включены в этот спецкурс и есть ли учебные пособия по ним?
— Предваряя запуск спецкурса, была проделана большая методическая работа. Над многими пособиями ещё предстоит потрудиться, однако некоторые из них представляют интерес уже сейчас. Это «Международные организации в сфере судоходства», «Международные конвенции, кодексы, рекомендации ИМО и МОТ», «Уроки морских аварий», «Контроль государства порта», «Рекомендации по проведению эксплуатационных проверок судов инспекторами контроля государства флага и контроля государства порта», «Системы управления качеством в судоходстве», «Применение международных конвенций на борту судна»… Кстати, по этим пособиям можно не только учиться, но и работать, что и делается сегодня. Направления дисциплин таковы: «Ответственность и функции государства флага», «Ответственность и функции государства порта», «Прибрежное государство и его функции», «Система подготовки и трудоустройства моряков», «Взаимодействие судового и берегового персонала в условиях чрезвычайных ситуаций», «Методология расследования аварий и инцидентов на море».
Введённые в спецкурс дисциплины – новые как по форме, так и по содержанию — не входили до сих пор в учебные программы в силу их перегруженности, причём не потому, что не были важны, а потому, что они являлись необязательными. Впрочем, свидетельство о прохождении такого спецкурса Конвенция ПДНВ не требует и сегодня.
— Кто будет читать?
— Помимо преподавателей кафедры (В.Торский, В.Топалов, Л.Позолотин и др. – М.М.), привлечены ведущие практики, имеющие в том числе опыт преподавательской работы: ректор ОНМА М.Миюсов, первый проректор ОНМА, председатель НМК «Судовождение и энергетика судов» профессор В.Голубев, начальник Госморинспекции Украины В.Репетей, начальник Одесского регионального филиала Инспекции ПДМ Ю.Михайленко, профессор института последипломного образования В.Шарапов, заместители капитанов портов В.Федчук (ОМТП), И.Гурьев (ИМТП), зам. директора Российского регистра судоходства в Украине А.Боровик, руководитель морского отдела «Бюро Веритас Украина» В.Кузнецов, заместитель ГП «Дельта-Лоцман» В.Латыпов, председатель ГКК Инспекции ПДМ Н.Кобылко, зам. по безопасности мореплавания ГП «Укрферри», капитан А.Кулькин, руководитель крюингового агентства, президент Ассоциации морских капитанов А.Лапин, генеральный директор компании «Гринпорт» капитан А.Сагайдак, руководитель страховой компании «ОСТРА» Х.Магдиев, член Морской Арбитражной Комиссии Л. Короткова, начальник СРДС Одесского порта Н.Опара, зам. начальника Госморинспекции Украины А.Ляшенко, начальник дипломно-паспортного отдела ОМТП Е.Сорочан…
— Что-то у Вас получилось преподавателей больше, чем курсантов…
— А Вы посмотрите – каких преподавателей!.. Тем более, что мировая практика предусматривает привлечение для чтения спецкурсов максимально возможного количества профессионалов.
— Понятно, что первые выпускники спецкурса не сразу вольются в систему администрирования Украины…
— Спецкурс предполагает следующую схему работы. Первое — образовательный уровень, затем работа на флоте в должности вахтенного помощника, затем – возврат на берег. Здесь ещё предстоит сломать стереотипы, связанные с уходом на берег с определённых должностей. Сегодня на береговой работе могут быть задействованы только лица, достигшие самых высоких должностей на судне – капитаны и старшие механики. Мы же заинтересованы в том, чтобы на берег возвращались молодые люди.
— Тем более, молодой капитан вряд ли сразу захочет сходить на берег, с подфлажной ставки на административную.
— Значит, нужно сделать так, чтобы и берег был заинтересован в специалисте, и сам специалист – в береговой работе. Надеемся, в дальнейшем будет рассмотрена возможность ухода с должностей вахтенных помощников и через систему повышения квалификации (причём целенаправленного – в зависимости от направления, в котором собирается работать претендент) предоставление возможности занимать ту или иную должность м системе МАУ. Такая система повышения квалификации существует на базе института последипломного образования, но в дальнейшем ОНМА также будет использовать свои ресурсы.
— Спецкурс рассчитан для курсантов судоводительских специальностей. А как же механики? Снова это вечное соперничество?
— Ну почему? Возможно, в перспективе к нам примкнут и механики. Кроме того, образование по специализации «Администрирование безопасности в судоходстве» на контрактной основе в будущем смогут получить выпускники академии и студенты других морских учебных заведений.
— Запустив этот спецкурс, не будет ли ОНМА выступать конкурентом Одесского национального морского университета?
— Нет. Ведь мы готовим и даём дополнительные знания только тем специалистам, подготовка которых осуществляется на базе ОНМА и которые тем и ценны для названных структур МАУ. Если же говорить о последипломном образовании, то каждый его выбирает по своему усмотрению.
— Где ещё готовят специалистов по администрированию безопасности судоходства?
— В морских академиях США, в Италии (Триест) и в системе подготовки IMO (Морской университет Мальмё).
— Спецкурс введён. Каковы планы в дальнейшем?
— Говорить о планах пока преждевременно. Однако любое начало имеет перспективу развития. Спустя какое-то время мы надеемся получить аккредитацию спецкурса и специализации со стороны «Nautical Institute», поскольку уже проявлен интерес и есть предварительная договорённость с британской стороной. Фактически это будет означать международное признание, ведь «NI» объединяет членов более ста государств, имея отделения в 47 (месяц назад 47-е отделение открылось в Швеции). Это открывает большие перспективы. Знаковым является и то, что открытие спецкурса совпало с Днём Святого Николая – покровителя моряков и путешественников.
— В таком случае, «Морская ПРАВДА» желает спецкурсу академии счастливого плавания и семь футов под киль!
Первый проректор ОНМА, председатель НМК «Судовождение и энергетика судов», профессор Виталий Голубев:
— Две аварии, о которых говорит до сих пор весь мир, — аварии «Престижа» и «Эрики» — явились причиной запрета Международной морской организацией эксплуатации однокорпусных танкеров. Несмотря ни на что, субстандартный флот весьма интенсивно эксплуатируется – вопреки новым стандартам. Поэтому в мире и существует необходимость борьбы с этим субстандартным флотом, направленной на его полную ликвидацию. Это и есть основная работа инспекторов морской администрации. Сегодня инспектируется максимум четвёртая часть мирового флота. Для того, чтобы инспектировать, недостаточно быть просто судоводителем или механиком. Нужно быть ещё и специально подготовленным – в тех вопросах, которые сегодня являются новыми. Таких специалистов до сих пор никто у нас не готовил. Кто-то скажет: «Зачем нужно этому учить, если всё равно ваш выпускник пойдет под флаг?». Конечно, пойдёт. Вопрос в том, что, когда он захочет работать на берегу, он будет востребован не просто как судоводитель, а как подготовленный специалист в области надзора и контроля за обеспечением безопасности судоходства.
Главный редактор еженедельника «Морская ПРАВДА» Марина Манн