Просим опубликовать наше заявление в вашем журнале.
ЗАЯВЛЕНИЕ
В последнее время в разных газетах и журналах появились хвалебные статьи в честь капитана Морозова и его мифического «метода», который якобы позволяет судам плавать в тумане и даже проходить Босфор (также в тумане) на полном ходу, не сбавляя скорости, что является грубым нарушением современных стандартов безопасности мореплавания, закрепленных в Международных конвенциях, к которым присоединилась и Украина.
В этих статьях эмоции бьют через край, много абсурдного и несуразного, много умолчаний и нет ни одного слова о существе «метода капитана Морозова». Он нигде не опубликован в открытой печати, чтобы каждый мог познакомиться с его достоинствами, если есть таковые.
Не собираясь вступать в полемику по каждой статье, мы хотим заявить, что, проплавав по многу лет в должности капитанов судов загранплавания, мы не знаем никакого «научного метода капитана Морозова» и уверены, что его нет вообще. Если Морозов не согласен с этим, почему бы ему не обратиться в Международную Морскую Организацию, членом которой является Украина и которая принимает столько усилий для повышения безопасности судоходства.
Мы также против употребления в названных публикациях имени Украины всуе. К нему следует относиться с уважением.
В подтверждение наших слов просим также опубликовать выдержки из прилагаемых к этому заявлению документов:
-
- Выписка из протокола № 5 заседания научно-технического совета факультета морского судовождения ОНМА от 25 июня 2002 года.
-
- Заключения члена комитета Морского института Украины капитана дальнего плавания профессора ОНМА А. С.Мальцева от 24 апреля 2003 года.
- Извлечений из Международных правил предупреждениястолкновения судов в море — МППСС-72 с комментариями.
Заявление подписали капитаны дальнего плавания: Антипа А. А., Балашов Е. К, Борисевич О. А., Волик Н. П., Гинько В. В., Кравец П. П., Лапин А. Д., Михайленко Ю. Н., Позолотин Л. А., Репетей В. Д., Сокур В. И., Степанов С. А., Филонов Э. А., Шаповалов О. М.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Члена комитета Морского института Украины Мальцева А. С. по статье И. Омельченко «Приоритет украинский» в журнале «Бизнес-Марин», касающийся изложения «метода Морозова»
На протяжении последних двух лет на страницах морской периодической печати корреспондентами активно обсуждаются достижения капитана Морозова А. В., его заслуги перед Украиной.
Все публикации, которые представлял капитан Морозов мне при личной встрече и на расширенном заседании научно-технического совета факультета «Морское судовождение», научными по своей сути не являются. В них отсутствует метод как таковой, однако везде декларируется, что он позволил повысить эффективность использования флота. Сведения, которые излагает Морозов А. В. проверить сегодня нельзя. Беседы с некоторыми капитанами, которые знали и рядом работали с Морозовым А. В., позволяют сказать, что декларируемые достоинства опыта капитана не всегда обоснованы, а об издержках нигде, никогда, никто не говорит.
Мои попытки получить от капитана Морозова А. В. четкое обоснованное изложение сути метода быстрого вождения судов не увенчались успехом. 23-летний опыт работы в море на должностях от помощника капитана до капитана и 20 лет преподавания, написанные методические пособия и книги по вопросу расхождения судов, изученный опыт предшественников, которые работали в науке в области судовождения и изложили на страницах написанных книг свои знания позволяют утверждать, что научно обоснованного метода капитана Морозова А. В. нет. Есть личный капитанский опыт плавания, который не изложен на страницах написанных книг. К сожалению, голословные утверждения на газетных страницах не могут служит основанием для серьезного разговора по вопросу безопасного плавания судов.
Член комитета Морского института Украины, капитан
дальнего плавания, кандидат технических наук, профессор,
заведующий кафедрой «Управление судном» ОНМА А. С. Мальцев
24 апреля 2003 года.
Относительно использования АИС при плавании при ограниченной видимости
(комментарии)*
Радиолокационные станции (РЛС) уже в период Второй мировой войны использовались на кораблях военно-морских сил Великобритании и США для обнаружения противника вне пределов визуального наблюдения, а также в тех случаях, когда корабли ВМС и торговые суда следовали в тумане при совместном плавании. После войны, радиолокационные станции начали устанавливать на торговых судах. РЛС значительно повышали безопасность плавания и облегчали судовождение в условиях плохой видимости. Но использование радиолокации как нового средства судовождения не снизило количества столкновений, а наоборот, появились так называемые «радиолокационные столкновения», происходящие с судами, оснащенными радиолокаторами.
В 1948 г. на Международной конференции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) была принята специальная рекомендация о порядке выполнения «Правил предупреждения столкновения судов в море» — ППСС 1948 года, судами, оснащенными радиолокационными станциями — РЛС (радиолокаторами). Конференция детально изучила этот вопрос и в принятой рекомендации подчеркнула, что наличие радиолокатора ни в коей мере не освобождает капитана судна от его обязанностей выполнять требования ППСС- 48 в части плавания при ограниченной видимости. В заключительном акте Международной конференции по охране человеческой жизни на море 1948 года, сказано, что новые технические средства не могут служить основанием для предоставления оборудованным РЛС судам каких-либо преимуществ.
В 1956 году пассажирские лайнеры «Андре Дориа» и «Стокгольм» столкнулись в районе маяка Нантакет, на подходах к Нью-Йорку. В материалах судебного расследования этой аварии указано, что на обоих судах использовались РЛС и имелись маневренные радиолокационные планшеты. Полагаясь на работу РЛС, судоводители этих судов в нарушение п. «б» правила 16 ППСС не уменьшили хода и не приняли самых элементарных мер предосторожности при плавании в условиях ограниченной видимости, что привело к столкновению и гибели людей.
В 1960 году на конференции ИМКО в связи появлением аварий, связанных с использованием РЛС, были разработаны Рекомендации по применению радиолокационной информации для предотвращения столкновений судов в море. ИМО Резолюцией А. 192 (VI) приняла решение о пересмотре ППСС 1960 г.
Капитан Ричард А. Кейхилл в своей книге «Столкновения судов и их причины», анализируя случаи столкновений судов «Стил дизайнер» и «Атлантик трейдер» в 1968 году говорит что: «Этот случай — классический пример «радиолокационного столкновения», и изучение его сыграло значительную роль в разработке рекомендаций, позже включенных в Приложение к Правилам (ППСС).
На Конференции в 1972 г. Международной Морской Организацией — (IMO) был всесторонне рассмотрен вопрос о скорости плавания судов в тумане, в частности имеющих современные средства радиолокации, и приняты новые Международные правила предупреждения столкновения судов в море 1972 года — МППСС 72, в которых подчеркнуто требование для всех судов всегда при любых условиях видимости следовать безопасной скоростью. МППСС 72 были ратифицированы и действовали в бывшем Советском Союзе. Украиной МППСС 72 были приняты 25 апреля 1993 года.
Пункт (b) Правила 6 МППСС 72 («Безопасная скорость»), дополнительно определяет факторы ограничения скорости при наличии радиолокатора и подтверждает необходимость следования при ограниченной скорости при использовании РЛС.
Учитывая возможные помехи, искажения или неполную информацию при использовании РЛС, правило 7 также предполагает принятие всех мер предосторожности, в том числе и уменьшение скорости, для избежания столкновения.
Пункт (b) Правила 19 «Плавание судов при ограниченной видимости» требует держать машины готовыми к немедленному маневру и обозначает, что судно должно идти с пониженными оборотами двигателя, т. е. с маневренной уменьшенной скоростью.
Авторы книги «Толкование МППСС-72» А. Н. Кокрофт и Дж. Н. Ф. Ламейер (издательство «ТРАНСПОРТ» 1981 г., Москва), в комментариях (толковании) к правилу 19 указывают, что «…даже судно с хорошими тормозными характеристиками, использующее самую совершенную автоматизированную систему предупреждений столкновений, не вправе следовать с высокой скоростью в густом тумане в районе интенсивного движения, где можно встретить малые суда и лед».
Авторы приводят высказывания судей Великобритании при разборе дел о столкновении, связанных с плаванием при ограниченной видимости:
Судья Хьюстон в Адмиралтейском суде сказал — «.. Изучив со всей тщательностью свидетельские показания и все обстоятельства, я пришел к выводу, что абсолютное непонимание капитаном Мередитом особой важности проблемы плавания в тумане с помощью радиолокатора способствовало столкновению и что важность понимания этой проблемы должны внушить ему на самом высоком уровне».
Судья лорд Сэллэрс, Аппеляционный суд: «…Чрезмерная скорость в тумане является серьезным нарушением правил и судовладельцы должны употреблять все свое влияние для предупреждения этого».
В книге «Комментарии к МППСС» авторы Яскевич А. П. и Зурабов Ю. Г. (издательство ТРАНСПОРТ, 1990 г.), указывают на опасность использования радиолокатора (РЛС) как средства для следования судна повышенной скоростью.
Этого же требует Международная конвенция ПДНВ 78 и Кодекс ПДНВ 95, раздел В-I/12 — «Применение Международных правил предупреждения столкновений судов в море».
17. Должно быть достигнуто глубокое понимание связи между Международными правилами предупреждения столкновений судов в море и использованием радиолокатора, включая:
.1 действия для предупреждения столкновения, опасность выводов, сделанных на основании неполной информации, и опасность, связанную с незначительными изменениями курса или скорости»;
— «Подготовка по практическому использованию Средств Автоматической Радиолокационной Прокладки (САРП) И ЕЕ ОЦЕНКА»
Возможная опасность чрезмерного доверия САРП
20. Понимание того, что САРП являются только навигационным средством, а также того, что:
.1 их ограничения, включая ограничения внешних датчиков, делают чрезмерное доверие САРП опасным, в частности для ведения наблюдения.
Подтверждением опасности неправильной оценки информации при использовании РЛС является столкновение т/х «Петр Васев» и п/х «Адмирал Нахимов». Капитан т/х «Петр Васев» В. Ткаченко при отличной видимости, на подходе к Новороссийску, руководствуясь показаниями РЛС, должным образом не оценил их, что привело к столкновению судов.
Необходимо помнить, что использование САРП, позволяют судоводителю справляться с тяжелыми условиями плавания в стесненной обстановке, решая проблему прокладки движения другого судна, но не решая проблему столкновения. Во избежание столкновения необходимо знать намерение другого судна, что стало возможным только с созданием и внедрением на судах АИС.
В связи с изложенным мнения, высказанные в печати господином Морозовым, и его предложения относительно следования повышенной скоростью при использовании радиолокационных станций при плавании в тумане не отвечают элементарным нормам безопасности мореплавания, являются прямым нарушением Международной конвенции МППСС 72 и ПДНВ 78, Кодекса ПДНВ 95, требования которых обязалась выполнять Украина. Следование с повышенной скоростью при ограниченной видимости даже при использовании радиолокатора, в такой ситуации может привести к авариям с человеческими жертвами и к загрязнению морской среды.
* Подборка материалов выполнена к. д. п., доцентом Л. А. Позолотиным, MNI.