Управление судовыми экипажами
Автор Торский В.Г., В. П. Топалов
Издательство Астропринт
Место издат. Одесса
ISBN 966-549-385-X
Год 2000
Стр 212
Краткое описание
Книга содержит обобщенные материалы лекционного курса новой учебной дисциплины — «Управление судовыми экипажами», впервые включенной в учебные планы ОГМА в качестве обязательного элемента профессиональной подготовки морских специалистов, — в соответствии с требованиями Международной Конвенции и Кодекса ПДМНВ 78/95.
Предназначена для курсантов и студентов морских учебных заведений, может также быть использована в качестве учебно-практического пособия работниками судоходных компаний, судовым персоналом и в центрах подготовки и повышения квалификации командного состава флота
Содержание
Введение
Глава 1
Общие аспекты человеческих отношений
1.1. Виды отношений между людьми, их характеристика
1.2. Производственные отношения
1.3. Общественно-деловые отношения
1.4. Виды и средства общения людей. Барьеры общения
1.5. Личность,-характер, общественный статус
1.6. Конфликты между людьми в процессе производства. Причины и пути преодоления конфликтов
Глава 2
Принципы управления плавсоставом в судоходной компании
2.1. Иерархия управления в судоходной компании. Комплексный подход к обеспечению безопасной эксплуатации судов. Требования МКУБ
2.2. Международные нормы, регулирующие подготовку, трудоустройство, работу и социальное обеспечение моряков. Конвенция и Кодекс ПДМНВ, конвенции МОТ. Деятельность МФТ’.
2.3. Ответственность государства флага и компании-судовладельца за укомплектование и руководство экипажами судов. Система контроля судов в морской индустрии
2.4.Руководящие документы компании по организации труда, быта, обеспечению порядка и дисциплины на судах
2.5.Контроль компетентности, личностных качеств и поведения членов экипажа в период работы по контракту
2.6.Международные требования и политика компании в отношении употребления алкоголя и наркотиков на судах
2.7.Роль и значение «человеческого» элемента в обеспечении безопасной эксплуатации судов
Глава 3
Социально-психологические основы руководства судовым экипажем
3.1.Состав экипажа, распределение обязанностей и ответственности. Виды судовых работ, занятий и тренировок
3.2. Особенности судовой жизни и взаимоотношений членов экипажа
3.3. Факторы, влияющие на поведение человека в условиях судна
3.4. Дисциплинарная практика на торговых судах
3.5. Проблемы взаимоотношений людей в многонациональной среде (экипаже)
3.6. Психологические аспекты руководства персоналом
3.7. Роль судовых офицеров в обеспечении эффективной и безопасной деятельности экипажа
3.8.Повышение профессионального уровня моряков в период работы на судне
3.9.Управление действиями судового персонала в чрезвычайных ситуациях
Глава 4
Обеспечение безопасности людей на судне
4.1. Общие сведения
4.2. Опасности в морском судоходстве
4.3. Международные требования и нормы в отношении безопасности мореплавания
4.4.Документы компании и ответственность комсостава
судов по охране здоровья и обеспечению безопасности
моряков
4.5.Медицинское обслуживание членов экипажа
Заключение
Приложения
Приложение 1
Политика судоходной компании в отношении употребления алкоголя и контрабанды наркотиков на флоте
Приложение 2
Использование теста для определения личностных характеристик подчиненных и самооценки
Приложение 3
Разбор конкретных производственных ситуаций в сфере руководства судовым экипажем
Рекомендованная литература
Краткое описание
Книга содержит обобщенные материалы лекционного курса новой учебной дисциплины — «Управление судовыми экипажами», впервые включенной в учебные планы ОГМА в качестве обязательного элемента профессиональной подготовки морских специалистов, — в соответствии с требованиями Международной Конвенции и Кодекса ПДМНВ 78/95.
Предназначена для курсантов и студентов морских учебных заведений, может также быть использована в качестве учебно-практического пособия работниками судоходных компаний, судовым персоналом и в центрах подготовки и повышения квалификации командного состава флота
Содержание
Введение
Морское судоходство представляет собой истинно всемирную индустрию. Оно эффективно обслуживает мировую торговлю (около 75% всех товаров в мире перевозится на морских судах), хорошо организовано и всесторонне регулируется в международном плане. Около 1 млн. 200 тыс. моряков работают на более чем 45000 судах под флагами разных стран; мировым морским флотом владеют и оперируют около 10 тыс. компаний, соперничающих между собой с целью обеспечить себя клиентурой и удержаться на рынке транспортных услуг. Судоходство — одна из наиболее капиталоемких из всех видов коммерческой деятельности: годовой оборот средств составляет около 50 млрд. долларов США.
Вместе с тем морские суда работают как автономные транспортные единицы в сфере все увеличивающейся сложности производственных, торговых, финансовых, правовых взаимоотношений, под регулирующим воздействием многочисленных международных и национальных требований, норм и стандартов. Судовые офицеры должны выполнять широкий спектр функций в условиях уменьшающегося количества членов экипажа и коммерческого давления со стороны фрахтователей и судовладельцев, что требует от них высокого профессионального мастерства, большой ответственности, творческого подхода к решению производственных задач. ‘
В соответствии с требованиями пересмотренной Международной конвенции по стандартам подготовки, дипломирования моряков и несения вахты и одноименного Кодекса (ПДМНВ-95) судовые специалисты операторского уровня (помощники капитана, механики и электромеханики) должны не только обладать соответствующими профессиональными знаниями и практическими навыками, но и уметь oзаботиться как о своем здоровье и безопасности, так и о здоровье и безопасности подчиненных им членов экипажа, обеспечивать выполнение действующих дисциплинарных правил, поддерживать в судовом коллективе обстановку взаимопонимания, доброжелательности, взаимовыручки, соблюдения общепринятых нравственных норм и человеческих отношений. То есть, уметь осуществлять эффективное руководство судовым персоналом.
Следует отметить, что это одна из наиболее важных и трудных обязанностей командного состава торговых судов. В условиях многомесячного плавания вдали от Родины, дома, семьи, нередко в составе многонационального экипажа, выполнение названных выше условий требует от судовых офицеров определенных организаторских навыков, личной дисциплинированности, выдержки, умения быть требовательным и вместе с тем справедливым, общительным, но избегать панибратства; быть внимательным к людям, проявлять о них должную заботу, правильно вести себя в различных производственных и внеслужебных ситуациях.
Известно, что каждый человек — это личность со своим характером, взглядами, привычками, отношением к окружающему миру, работе, другим людям. Агентства по найму моряков на суда не подбирают судовые экипажи по признаку совместимости людей; напротив, члены экипажа — это обычно люди разные по возрасту, профессиональным знаниям, опыту работы на флоте, личностным качествам. А в многонациональном экипаже — еще и с разным родным языком, культурой, традициями, религиозными взглядами. Все они должны длительное время находиться, жить, трудиться и общаться на небольшой «территории» судна, в изолированном коллективе, вдали от привычной обстановки, родных и близких. И при этом эффективно выполнять свои служебные обязанности, установленные рейсовые задания, стойко перенося все тяготы и невзгоды морского плавания.
В то же время, как показывает практика, созданная усилиями комсостава нормальная обстановка на борту судна во многом способствует сохранению здоровья и жизни моряков, успешной работе; в критических ситуациях помогает предотвратить панику, наладить необходимые действия по борьбе за живучесть судна, спасению людей, обеспечению сохранности груза.
Вопросам организации и руководства деятельностью судовых экипажей, роли и ответственности командного состава большое внимание уделяют авторитетные морские организации — Международная морская организация (ИМО), Международная организация труда (МОТ), Международная палата судоходства (МПС) и др., полагая, что от знаний и поведения людей на борту судов в конечном счете зависит безопасность мореплавания, возможность защиты природной среды от загрязнений и реализации на практике современных научно-технических достижений. Поэтому в Кодексе ПДМНВ в число требований, определяющих профессиональную компетентность старших судовых офицеров, включена функция «Судовые операции и забота о людях на судне на уровне управления». Кроме других вопросов, имеется в виду знание проблем управления коллективом и относящихся к этому международных конвенций и рекомендаций, а также национального законодательства. В соответствии с требованием гл. VI (табл. A-VI/1/4) все члены экипажа должны уметь «содействовать установлению хороших взаимоотношений между людьми на судне».
Под эгидой ИМО разработаны и изданы учебно-методические пособия по данной тематике — «Human Relationships», «Human Resources Management», «On-board ship Administration», которые рекомендованы для использования при подготовке судовых офицеров.
Названные документы определяют, что судовой офицер несет ответственность за обеспечение безопасности своих подчиненных, их профессиональный и культурный рост, создание на борту нормальных бытовых условий, здорового морально-психологического климата, соблюдение регламентированного Коллективным соглашением времени работы, отдыха, права на личную жизнь и др.
В этой работе, которая должна носить повседневный характер, следует опираться как на помощь старших, более опытных командиров, так и на содействие профсоюза, которое в различных ситуациях может быть весьма эффективным и способствовать росту авторитета руководителя. Так, в случае болезни, травмы в рейсе, задержки в оплате за переработанное время, разных нарушений Коллективного соглашения между судовладельцем и морским профсоюзом трудовые и социальные интересы моряков защищает профсоюз, членом которого они состоят. Для моряков, работающих на судах под иностранным флагом, важно, чтобы их профсоюз входил в Международную федерацию работников транспорта (МФТ). В этом случае их проблемы будут решаться быстро, целенаправленно, независимо от того, в каком порту находится сейчас судно.
В Украине таких профсоюзов два: Профсоюз работников морского транспорта Украины (ПРМТУ), в который входят также береговые специалисты морской отрасли, и Федерация морских профсоюзов Украины (ФМПУ), объединяющая и моряков, работающих на судах иностранных владельцев. Оба национальных профсоюза пользуются значительным авторитетом в международном профсоюзном движении. В настоящее время ФМПУ насчитывает около 20 тысяч членов профсоюза и объединяет более 20 профсоюзных организаций. Председатель ФМПУ Е. И. Изотов»много лет отдавший работе на флоте и не понаслышке знающий о нуждах и проблемах моряков, является членом Комитета справедливой практики МФТ и членом Координационного комитета членских организаций МФТ Украины. Как показывает практика, ФМПУ успешно осуществляет свои функции, которые заключаются в защите социальных прав членов профсоюза и обеспечении социальных гарантий, сохранении рабочих мест, своевременной выплате заработной платы, контроле за соблюдением законодательства о труде и за охраной труда.
Очевидно, проявляя должную заботу о своих подчиненных, судовые офицеры могут в необходимых случаях рекомендовать им обращаться за помощью в «родной» профсоюз, но вместе с тем удерживать моряков от неоправданных обращений в международные организации, в том числе в МФТ. Опыт свидетельствует, что такие обращения — «через голову» своего профсоюза, приводят к затягиванию решения вопроса, дополнительным расходам, вызывают негативную реакцию со стороны работодателя -судовладельца.
Следует отметить, что молодые судовые специалисты, недавние выпускники морских учебных заведений, выступая в роли руководителей на судне, нередко попадают в затруднительное положение. Обладая достаточными профессиональными знаниями, они не имеют необходимого опыта работы с людьми, навыков организации и руководства их совместной деятельностью, эффективной и безопасной эксплуатации судна, выполнения заданий рейса. Вместе с тем младшие офицеры ближе всего к рядовому составу, они являются непосредственными начальниками матросов и мотористов на вахте в море и в порту, при швартовных и грузовых операциях, ремонтных и профилактических работах. То есть от их личностных и профессиональных качеств, организаторских способностей во многом зависит успешность выполнения судовых работ, сохранность перевозимых грузов и природной среды, безопасность людей, находящихся на борту.
Разумеется, сам руководитель должен во всем служить примером для подчиненных. Его одежда, речь, поведение, распоряжения, обращение с людьми должны соответствовать уровню культурного, воспитанного человека, профессионально компетентного, знающего и любящего свое дело специалиста. Как показывает практика, современный моряк-руководитель для успешной работы на флоте должен обладать, по крайней мере, четырьмя специфическими навыками:
1) умением принимать обоснованные и эффективные решения в любой ситуации на судне, связанной с повышенной ответственностью, дефицитом времени или их одновременным воздействием;
2) умением самостоятельно углублять и развивать свои знания в сложных условиях работы на море;
3) умением эффективно применять на, практике знания и навыки, полученные в период учебы в морском учебном заведении и повышения квалификации;
4) умением анализировать свой опыт и опыт своих предшественников в области управления производственными процессами и руководства людьми на судне и делать из этого правильные выводы.
Исходя их этих соображений, в учебные программы подготовки бакалавров всех факультетов Одесской государственной морской академии впервые включена новая учебная дисциплина — «Управление судовыми экипажами», целью которой является формирование у будущих командиров флота целостного представления об их обязанностях и возможностях по поддержанию в судовом коллективе должной дисциплины, сплоченности, чувства единой команды, здорового морально-психологического климата.
Материал данного лекционного курса основывается на требованиях Кодекса ПДМНВ-95, изданиях и рекомендациях ИМО, МОТ, положениях Кодекса торгового мореплавания и законодательных актов Украины, отражает современные представления и достижения по руководству людьми таких наук, как менеджмент персонала, педагогика, психология, социология, а также практический опыт отечественных и зарубежных судоходных компаний. При этом авторы старались следовать древнему завету: «Мудрый рассудителен в писаниях своих…» Как это удалось, — судить читателям.
Названная дисциплина призвана способствовать выработке у выпускников морских учебных заведений чувства ответственности за здоровье и безопасность подчиненного персонала, развитие у каждого курсанта необходимых для работы на флоте личностных и профессиональных качеств, с целью дальнейшего совершенствования в своей специальности и продвижения по службе.
В ближайшем будущем предполагается издание аналогичных материалов лекций по новым дисциплинам «Управление безопасностью и качеством на борту судна» («On-board Safety and Quality Management»)-для специалистов и «Управление безопасностью судоходства» («Management of Safety in Shipping») — для магистров, введенным недавно в учебные планы ОГМА в соответствии с рекомендациями ИМО и других авторитетных международных организаций.
Разумеется, в небольшом по объему лекционном курсе невозможно достаточно подробно рассмотреть все аспекты такой сложной и многогранной деятельности судовых офицеров, как руководство персоналом — с учетом современного состояния и тенденций мирового судоходства и требований многочисленных международных конвенций и стандартов. Но авторы и не ставили перед собой такой задачи.
Цель данной книги в том, чтобы дать выпускникам необходимые первоначальные знания, касающиеся поведения и взаимоотношений людей на борту, и тем самым помочь осознать свою роль, функции и ответственность руководителя в судовом коллективе, чтобы правильно действовать в любой производственной и внеслужебной ситуации.
Выражаем искреннюю признательность ректору ОГМА Залетову Василию Михайловичу и первому проректору Голубеву Виталию Константиновичу за поддержку в создании данного курса и включение его в учебные планы академии