Работа палубного офицера на судах под иностранным флагом
Автор Топалов В. П., Торский В.Г.
Издательство Астропринт
Место издат. Одесса
Год 1998
Стр 300
Краткое описание
В книге обобщается информация практического характера, необходимая для быстрой и успешной адаптации моряков в новых условиях, расширения их профессионального кругозора применительно к требованиям и нормативам, принятым в международном судоходстве. Предназначена как для молодых судоводителей (deck officers), так и имеющих определенный опыт и намеревающихся работать на судах под иностранным флагом украинских моряков. Может быть использована курсантами высших морских учебных заведений в качестве учебного пособия в курсе «Управление безопасностью судна» (On board Safety Management).
Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ
ГЛАВА I. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ
НА СУДАХ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЙ
1.1. Документы, регламентирующие состав (укомплектование) и деятельность судового экипажа
1.2. Требования к профессиональной подготовке моряков
1.3. Должностные обязанности членов судового экипажа
1.4. Организация работ, занятий и отдыха на судне
1.5. Организация вахтенной службы на ходу и на стоянке судна в порту
1.6. Дисциплинарная практика на борту судна
1.7. Медицинское обслуживание членов экипажа
ГЛАВА П. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЛЮДЕЙ, СУДНА И СОХРАННОСТИ ГРУЗА
2.1. Международные соглашения и документы по безопасности мореплавания
2.2. Требования по обеспечению безопасности членов экипажа
2.3. Меры противопожарной безопасности на судне
2.4. Организация действий экипажа в чрезвычайных ситуациях
2.5. Обязанности судна по поиску и спасанию на море
2.6. Обеспечение навигационной безопасности судна
2.7. Мероприятия по сохранной перевозке грузов
2.8.
2.8. Система инспектирования судов в международном судоходстве
ГЛАВА III. ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ МОРЯ НЕФТЬЮ И МУСОРОМ
3.1. Усилия ИМО по защите природной среды. Международные документы и стандарты
3.2. Судовые документы и процедуры по защите среды от загрязнения
ГЛАВА IV. СУДОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ И ОТЧЕТНОСТЬ
4.1. Судовые документы, журналы и руководства
4.2. Финансовые расчёты и отчётность
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Обязанности 3-го помощника капитана
Приложение 2. Контрольный перечень действий — «Ознакомление с оборудованием мостика»
Приложение 3. Требования в отношении наличия сертификатов у членов экипажа
Приложение 4. Обязанности 2-го помощника капитана
Приложение 5. Поддержание судовой коллекции карт. Выдержки из Справочника мореплавателя
Приложение 6. Выдержки из судового руководства
Приложение 7. Контрольный перечень действий -«Подготовка к приходу в порт»
Приложение 8. Контрольный перечень действий -«Подготовка к выходу в море»
Приложение 9. Руководство по несению вахты на мостике
Приложение 10. Контрольный перечень действий -«Приём вахты»
Приложение 11. Указания по использованию каналов УКВ связи
Приложение 12. Контрольный перечень действий -«Плавание в условиях ограниченной видимости»
Приложение 13. Меры, предпринимаемые при чрезвычайных обстоятельствах
Приложение 14. Требуемые условия для передачи лоцмана
Приложение 15. Контрольный перечень действий -«Прием/сдача лоцмана»
Приложение 16. Некоторые сведения об алкоголе
Приложение 17. Медицинское оснащение спасательных шлюпок
Приложение 18. Международное руководство по судовой медицине
Приложение 19. Лекарства, которые рекомендуется иметь в судовой аптеке
Приложение 20. Международный кодекс по спасательным средствам (ЛСА)
Приложение 21. Разрешение на «огневые» работы
Приложение 22. Безопасность при швартовных операциях
Приложение 23. Контрольный перечень — «Безопасность при входе в закрытое помещение на судне»
Приложение 24. Контрольный перечень — «Проверка наличия противопожарного и навигационного оборудования, требуемого СОЛАС-74»
Приложение 25. Контрольные перечни действий в чрезвычайных ситуациях, содержащиеся в судовом руководстве по безопасности
Приложение 26. Английские термины
Приложение 27. Сокращения
Приложение 28. Обозначения в «Nautical Almanac»
Приложения 29 — 32. Примеры «подъема» навигационных карт при подготовке к переходу судна морем
Приложение 33. Контрольные перечни: «Подготовка плана перехода судна», «Плавание в штормовых условиях, постановка на якорь», «Плавание в открытом море», «Плавание в прибрежных водах/зонах разделения движения» .
Приложение 34. Основные сокращения, используемые в судовом Руководстве по погрузке и обеспечению остойчивости
Приложение 35. Перечень сертификатов и документов, которые должны быть на судне
Приложение 36. Перечень публикаций, которые следует иметь на судне
Приложение 37. Таблицы характеристик ветра, волнения и видимости
Приложение 38. Выдержка из платежной ведомости (начисления)
Приложение 39. Выдержка из платежной ведомости (вычеты)
Введение
Как показывает опыт, украинские моряки, впервые начинающие работать на судах под иностранным флагом, обычно сталкиваются с рядом трудностей, связанных с изменением условий труда и быта, особенностями организации службы и дисциплинарной практики, необходимостью выполнения целого комплекса требований международных организаций, национальной морской администрации государства флага и компании-судовладельца по обеспечению безопасности мореплавания и охраны природной среды.
В частности, имеются в виду одобренные ИМО пособия, руководства, рекомендации, организационные и технические процедуры, широко используемые в практике на судах иностранных компаний. В связи с внедрением в мировой судоходной индустрии двух важнейших документов ИМО — Кодекса по подготовке, дипломированию моряков и несению вахты (STCW Code) и Кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (ISM Code), глубокие знания положений конвенций, кодексов, международных стандартов и норм, относящихся к профессиональной компетенции морского офицера, становятся обязательным условием его успешной работы на флоте.
По замыслу авторов, цель книги достигается путем последовательного и всестороннего рассмотрения комплекса вопросов, главное место в котором отводится действующим в судоходных компаниях правилам, документам и процедурам по безопасному и качественному обслуживанию судна, обеспечению готовности экипажа к эффективным действиям в чрезвычайных ситуациях, а также регламентирующим сферу ответственности и служебные обязанности всех должностных лиц на борту: от капитана до практиканта. Такой подход позволяет читателям получить целостное представление о специфике выполнения на иностранных судах основных судовых операций и работ в различных производственных ситуациях — на ходу и на стоянке в порту. Этому способствует также активное использование при изложении материала английских морских терминов и выражений, принятых в мировом флоте символов, обозначений и сокращений.
Разрабатываемые в судоходных компаниях руководящие документы по управлению эксплуатацией флота, обеспечению безопасности, организации службы на судах, защите среды от загрязнения преломляют действующие международные требования применительно к специфике состава флота и условиям деятельности компании. Поэтому очень важно до прихода на судно и в первые дни работы ознакомиться с этими документами, уяснить свои обязанности и ответственность за выполнение их положений. В определенной степени этому должно помочь данное пособие, которое подготовлено на основе обобщения и систематизации соответствующих документов, правил и руководств ИМО, крупных зарубежных судоходных компаний, классификационных обществ, авторитетных морских и научных организаций (ИМО, ИСО, Лондонский морской институт, МФАК и др.), которые в совокупности достаточно полно отражают современную практику эксплуатации торговых судов в мировом флоте.
С целью повышения наглядности и облегчения практического использования приведенной в пособии информации в него включено много иллюстративного материала, образцов документов, приложений. К каждому разделу приводится перечень дополнительной литературы. Лица, желающие расширить свои знания по отдельным вопросам, могут получить консультацию в информационно-консультационном центре (ИКЦ) ОГМА.
Авторы отдают себе отчет в том, что в данном первом отечественном издании подобной книги невозможно рассмотреть все многообразие условий, требований, производственных ситуаций, которые могут встретиться в практике работы на иностранном судне. Вместе с тем, мы надеемся, что приобретенные с помощью данного пособия первоначальные знания в отношении особенностей работы «под флагом» окажутся полезными в практической деятельности судоводителей, начинающих свою карьеру на иностранных судах, позволят легче осознать свою роль, ответственность, служебные функции в качестве члена экипажа, уверенно и эффективно действовать в любой, в том числе, и критической ситуации.
В заключение уместно привести выдержку из выступления Генерального секретаря ИМО В. О’Нейла по поводу отмечаемого ежегодно Дня моря (World Maritime Day), который в прошлом году проводился под девизом -«Optimum maritime safety demands a focus on people». Обращая внимание мирового морского сообщества на необходимость скорейшего применения в практике судоходства двух упомянутых выше Кодексов, О’Нейл сказал: «Я верю, что эти два главных достижения, в совокупности с другими инициативами ИМО… помогут резко повысить безопасность судоходства в ближайшие годы. Направленные на управление и стандарты подготовки моряков, они фокусируют внимание на том, что более всего необходимо — на людях».