Международные конвенции, кодексы, рекомендации ИМО и МОТ, 3-е издание
АвторПозолотин Л. А., Торский В.Г., Любченко В. И.
Издательство Астропринт
Место издат. Одесса
ISBN 966-318-656-9, 966-549-122-9
Год 2007
Стр 146
Краткое описание
В учебном пособии рассматриваются вопросы нормативно-правового обеспечения безопасности мореплавания, защиты окружающей среды и охраны труда на морском транспорте, изложенные в документах IМО i МОТ.
Предназначено для работников судоходных компаний, других организаций и предприятий, связанных с международным судоходством, а также для капитанов и членов экипажей судов. Пособие составлено в соответствии с минимальными требованиями к дипломированию командного состава судов, уровню компетентности, знанию международных конвенций и рекомендаций, а также национального законодательства в сфере охраны человеческой жизни на море и защиты морской среды от загрязнения.
Рекомендовано Главной государственной морской инспекцией ГДМРТУи научно-методической комиссией «Судовождение и энергетика судов» Министерства образования и науки Украины в качестве учебного пособия.
Содержание
Введение
Глава 1
КОНВЕНЦИИ ИМО
1.1. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (SOLAS-74)
1.2. Международная конвенция о грузовой марке, 1966
(Load Line)
1.3. Международная конвенция по стандартам подготовки и дипломирования моряков и несения вахты, 1978 (STCW-78), с поправками
1.4. Конвенция по подготовке, дипломированию и несению вахты для экипажей рыболовных судов (SCTW-F-95)
1.5. Международные правила предупреждения столкновения судов в море — МППСС-72 (COLREG)
1.6. Международная конвенция по безопасным контейнерам, 1972 (CSC)
1.7. Конвенция о Международной организации морской спутниковой связи, 1976 (INMARSAT)
1.8. Торремолиносская конвенция о безопасности рыболовных судов, 1977 (SFV)
1.9. Международная конвенция по поиску и спасанию на море,1979 (SAR)
1.10. Соглашение по пассажирским судам, осуществляющим специальные перевозки (STP)
1.11. Конвенция по предотвращению загрязнения сбросами отходов и другими материалами, 1972 (LC)
1.12. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL 73/78)
1.13. Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случае аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 (INTERVENTION)
1.14. Международная конвенция о готовности предотвращения загрязнения нефтью, ответственности и сотрудничестве, 1990 (OPRC)
1.15. Международная конвенция о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими, 2004
1.16. Об обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря нефтью (CLC)
1.17. О создании Международного компенсационного фонда для возмещения ущерба от загрязнения нефтью, 1971 (FUND)
1.18. О гражданской ответственности при перевозке ядерных материалов (NUCLEAR)
1.19. Афинская конвенция о перевозке пассажиров и их багажа морем, 1974 (PAL)
1.20. Об ограничении ответственности по морским перевозкам, 1976 (LLMC)
1.21. Конвенция об облегчении международного морского судоходства, 1965 (FAL)
1.22. Международная конвенция по обмеру судов, 1969 (TONNAGE)
1.23. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 (SUA)
1.24. Протокол по пресечению незаконных действий против неподвижных объектов, 1958 (SUA PROT)
1.25. Международная конвенция по спасанию, 1989 (SALVAGE)
1.26. Международная конвенция о контроле над вредными противообрастающими покрытиями на судах (IAFS)
Глава 2
КОДЕКСЫ, РУКОВОДСТВА И РЕКОМЕНДАЦИИ ИМО
Глава 3
КОНВЕНЦИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ МОТ НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ,
4.1. Конвенции МОТ
4.2. Рекомендации МОТ
Глава 4
РУКОВОДСТВА И РЕКОМЕНДАЦИИ, КАСАЮЩИЕСЯ МОРЕПЛАВАНИЯ, ИЗДАННЫЕ ДРУГИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Приложения
1. Международные организации ООН
2. Перечень действующих конвенций ИМО
3. Перечень основных резолюций ИМО
4. Перечень комитетов и подкомитетов ИМО
5. Международные организации, сотрудничающие с ИМО
6. Перечень международных и национальных судовых документов, требуемых ИМО, в зависимости от назначения судна
7. Перечень конвенций и рекомендаций МОТ, касающихся морского транспорта
8. Перечень ратификаций морских конвенций МОТ
9. Перечень обязательных документов на судне согласно национальным требованиям
10. Список должностей на судне, подлежащих обязательной сертификации и дипломированию
11. Резолюция ИМО А.890 (21) — «Принципы определения безопасного состава экипажа»
12. Руководство по содержанию и типовой форме документа о минимальном безопасном составе экипажа
Введение
Бурное развитие международной торговли в начале века привело к принятию многочисленных международных договоров (соглашений) в области судоходства, включая безопасность мореплавания. Соглашения касались обмера судов, предупреждения столкновений судов, предотвращения загрязнения окружающей среды и многого другого. В конце XIX столетия появились предложения о создании постоянно действующей морской организации, которая бы занималась вопросами обеспечения безопасности на море. В 1888 году страны Скандинавии предложили создать Международное морское бюро для решения технических вопросов судоходства. В 1897 году был создан Морской международный комитет, который занимался вопросами морского права. Этот комитет принял несколько конвенций (так называемых «Брюссельских»), которые затем легли в основу ныне существующих.
При Лиге наций был создан Консультативный и технический комитет по транспорту, который занимался проблемами морского и автодорожного транспорта. Под эгидой Лиги наций было принято несколько соглашений, касающихся морского судоходства.
С 19 февраля по 6 марта 1948 года в Женеве прошла Морская конференция ООН, на которой была принята Конвенция о Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО). Конвенция вступила в силу 17 марта 1958 года. Цели организации были заявлены в статье 1 конвенции: 1) обеспечивать механизм сотрудничества правительств в области правительственного регулирования и практики в технических вопросах любого рода, затрагивающих международное торговое судоходство; 2) поощрять и содействовать всеобщему принятию практически возможных максимальных норм в отношении безопасности на море, эффективности судоходства, предотвращения загрязнения моря с судов и борьбы с ним; 3) рассматривать административные и правовые вопросы, связанные с целями, изложенными в этой статье.
Изменение названия организации произошло в 1982 году. Это было связано с тем, что слово «консультативная» толковалось как указывающее на ограниченные полномочия и ответственность организации, а слово «межправительственная» вызывало недоверие и подозрения. Поэтому новое название — Международная морская организация — было необходимо для повышения ее статуса.
И МО стала ответственной за имплементацию различных международных конвенций и создание норм и стандартов, относящихся к охране человеческой жизни на море и охране морской среды от загрязнения. За время существования ею были приняты и пересмотрены несколько очень важных международных конвенций — СОЛАС, МАР-ПОЛ, ПДМНВ, О грузовой марке и др. Образование ИМО совпало с периодом огромных изменений в мировом судоходстве. В связи с появлением новых технологий в мореплавании Международная морская организация работает над созданием новых и улучшением действующих документов. На ее счету более 40 международных конвенций и большое количество протоколов и дополнений к ним.
В работе ИМО по подготовке конвенций принимают участие международные организации, тесно с ней сотрудничающие. Это Межправительственные организации: Международная организация труда (МОТ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Конференция ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Для оказания помощи в разработке важных проблем в качестве консультативных привлекаются неправительственные организации: Международная палата судоходства (ICS), Международная федерация судовладельцев (ISF), Международная организация по стандартизации (ISO), Международная торговая палата (ICC), Балтийский и международный морской совет (BIMCO), Международная ассоциация классификационных обществ (IACS), Международная федерация ассоциаций капитанов (IFSMA), INTERTANKO, INTERCARGO и другие.
В последнее десятилетие увеличилось количество аварий и катастроф морских судов, сопровождавшихся многочисленными человеческими жертвами. Причин этого много: недобросовестные операторы, не уделяющие внимания техническому состоянию судов; снижение контроля и требований к судовладельцам со стороны правительств стран флага; стремление многих (особенно мелких) судовладельцев получить максимальную прибыль за счет снижения расходов на снабжение и обслуживание судов и т. д.
Это обстоятельство привлекло внимание морского сообщества и побудило принять ряд мер для улучшения сложившегося положения. Как показывает анализ, непосредственными причинами большинства аварий и инцидентов на море являются ошибки людей, управляющих флотом с берега (управленческий персонал судоходных компаний) и находящихся на борту судов, то есть так называемый человеческий фактор.
С целью повышения безопасности судоходства ИМО, МОТ и ряд других организаций на своих сессиях приняли целый ряд важнейших международных конвенций, резолюций, кодексов и рекомендаций, направленных на обеспечение безопасности мореплавания и охраны окружающей среды. Основная цель этих документов — повысить безопасность мореплавания путем обязательного применения единых для всех стандартов как при управлении судами с берега, так и в процессе их эксплуатации экипажами.
Безопасность мореплавания — важнейшая цель ИМО. В статье 1 Конвенции об образовании ИМО говорится: «Поощрение и содействие принятию всеми странами самых высоких практически возможных норм в вопросах, касающихся безопасности на море…» Этой цели подчинена деятельность всех рабочих органов и подразделений организации.
Кроме принятия указанных документов, ИМО рекомендовало государствам — членам организации ужесточить в своих портах контроль над выполнением требований международных конвенций, кодексов, стандартов и правил на всех заходящих в порты судах. С этой целью уже действует эффективная система государственного контроля над выполнением эксплуатационных требований на судах в портах (контроль государства порта — Port State Control) практически во всех морских бассейнах мира.
Все изложенное в полной мере относится и к торговым судам, плавающим под флагом Украины.
В Конвенции ПДМНВ-78/95 говорится, что для оперативного уровня ответственности (эксплуатации) требуется «начальное рабочее знание соответствующих конвенций ИМО, касающихся охраны человеческой жизни на море и защиты морской среды». Для уровня управления — «знание норм международного морского права, содержащихся в международных соглашениях и конвенциях». Требование это относится не только к конвенциям ИМО, но и к конвенциям МОТ. Очевидно, чтобы обеспечить безусловное выполнение действующих международных стандартов и норм, в первую очередь надо хорошо их знать: знать цели, основные положения и требования документов ИМО и МОТ и связанные с этим практические задачи управленческого персонала и судовых экипажей. Этим вопросам и посвящена книга.