Нелегалы на море. Stowaways
Автор Торский В.Г., Топалов В. П.
Издательство Астропринт
Место издат. Одесса
Год 2005
Стр 84
Краткое описание
В книге рассматриваются основные причины и виды нелегальной миграции (переселения) людей из одной страны в другую — явления, получившего большое распространение в настоящее время, а также документы и рекомендации, используемые в мировой судоходной индустрии с целью пресечения перевозок нелегальных пассажиров (Stowaways) на морских судах.
Предназначена для персонала судоходных компаний и командного состава судов. Может быть использована в качестве учебно-практического пособия в центрах повышения квалификации плавсостава и курсантами морских учебных заведений
Содержание
Предисловие
Глава 1. Нелегалы (Stowaways) на борту судна
1.1. Как не допустить проникновения нелегалов на судно
1.2. На судне обнаружены нелегалы. Что делать?
Глава 2. Правовые меры борьбы с нелегальной миграцией. Документы и требования ООН и ИМО
2.1. Документы и требования ООН
2.2. Документы и требования ИМО
2.3. Документы ООН и ИМО в отношении беженцев (refugees)
Глава 3. Национальные правила по пресечению нелегальной миграции
3.1. Великобритания
3.2. Дания
3.3. Иран
3.4. Китай
3.5. Россия
3.6. США
3.7. Украина
3.8. Швеция
3.9. Япония
Приложение 1. IMO Resolution А.87Ц20)
Приложение 2. Report on unsafe practice associated with the trafficking or transport of migrants by sea
Приложение 3. The Guidelines are recomended for all container operators in combatting the growing threat of stowaways
Приложение 4. Checklist-Action to by taken in to prevent stowaways
Приложение 5. Checklist-Action to by taken if stowaways are found
Приложение 6. Stowaway Questionnaire
Приложение 7. Stowaway Requirements — ISPS Code (Durban South Africa)
Приложение 8. Procedure for Stowaways in the port of Rotterdam
Приложение 9. European Convention on Human Rights (Article 5)
Приложение 10. Guideline for prevention of Stowaway by Sea
Введение
Одной из центральных проблем современной Европы является ситуация, связанная с огромным наплывом мигрантов. По данным ООН, около 175 млн людей в настоящее время проживает за пределами стран их рождения, что составляет три процента от мировой численности населения. Около 60% всех мигрантов в мире проживает в развитых странах и 40% — в развивающихся. Больше всего мигрантов живет в Европе (56 млн), Азии (50 млн) и Северной Америке (41 млн). Это цифры, характеризующие законную, легальную миграцию. Масштабы же нелегальной миграции не менее впечатляющие. Только на территорию Италии,» по данным ее министерства внутренних дел, ежегодно попадает не менее 45 тыс. нелегальных мигрантов. Еще большее количество нелегалов проникает в такие популярные среди мигрантов страны, как Франция, Германия, Великобритания. Одна из проблем, связанных с неконтролируемой миграцией, в том, что мигранты, обосновываясь в этих странах, могут в будущем составить значительную часть населения и претендовать на особый статус и привилегии. Поэтому перед странами Евросоюза стоит непростая задача — ограничить нелегальную миграцию, и в частности осуществляемую морем.
Мировое сообщество столкнулось с новым явлением, когда перевозка мигрантов приобрела характер промысла, как когда-то доходным бизнесом была незаконная перевозка рабов. Для противодействия этому цивилизованные страны выработали обычную норму международного морского права, которая закреплена в Конвенции об открытом море 1958 г. и в Конвенции по морскому праву 1982 г. (ст.ст. 99,110). Согласно этим документам, каждое государство должно принимать эффективные меры против перевозки рабов на судах, плавающих под его флагом, а в открытом море военный корабль любого государства вправе подвергнуть осмотру иностранное торговое судно, если есть основания подозревать, что оно занимается незаконной перевозкой рабов. В послевоенный период эти положения Конвенции имели преимущественно теоретический характер, однако в связи с геополитическими изменениями, происшедшими в мире, проблемы незаконной миграции начинают получать и практическое применение.
В последние годы в мировой судоходной индустрии повышенное внимание уделялось вопросам охраны судов и морских портов от террористических и других противоправных действий, что стало следствием возросшей пиратской активности в различных районах Мирового океана и реальной угрозы акций террористов на объектах морского транспорта. Вместе с тем на современном этапе существенно возросла острота проблемы нелегальной миграции, осуществляемой морем. В частности, корабли Береговой охраны и ВМС США были вынуждены неоднократно проводить операции по пресечению массовой нелегальной миграции из Гаити и других государств Южной Америки и Азии. В конце августа 2000 г. внимание всего мира было приковано к норвежскому контейнеровозу «Тампа», спасшему у берегов Австралии 460 пассажиров с тонущего парома. Более недели судно, не приспособленное для перевозки пассажиров, не получало разрешения зайти в порт Австралии, чтобы передать на берег спасенных — беженцев из Афганистана. Поступок капитана «Тампы» напомнил всем о том, что помощь людям, терпящим бедствие на море, является старой морской традицией, гражданским долгом и обязанностью каждого, кто может это сделать. В то же время сам факт спасения такого количества нелегальных мигрантов с одного бедствующего судна наглядно свидетельствует о масштабах незаконных перевозок людей, осуществляемых морем.
По различным оценкам количество лиц, ежегодно использующих торговые суда в целях нелегальной миграции, составляет около 10 тыс., и оно продолжает расти. Люди оставляют свои страны по различным причинам, «маршруты» нелегальных мигрантов пролегают из стран бедных, страдающих от войн и гражданских конфликтов, в благополучные страны Европы и Северной Америки. На этом пути нелегальным мигрантам почти неизбежно приходится преодолевать водные пространства морей и океанов, поэтому неудивительно, что проблема пресечения нелегальной миграции становится весьма актуальной для прибрежных государств, судовладельцев, портовых властей, судовой администрации. Нахождение таких лиц на торговых судах накладывает на их экипажи и судовладельцев ответственность за жизнь и здоровье нелегалов, значительные расходы, связанные с их пребыванием на борту, задержкой судов в портах и репатриацией на родину. Нередко попытки нелегально выехать в то или иное государство морем заканчиваются трагически. Иногда люди гибнут из-за недостатка воздуха в замкнутых пространствах (трюмах, контейнерах), нередко опасность исходит от экипажа, обнаружившего нелегалов в море. В 1995 г. во Франции были осуждены пять членов экипажа сухогруза «Мс Ruby» (украинцев) за убийство восьми африканцев, нелегально проникших на судно и обнаруженных в море. В ноябре 2000 г. у побережья Турции потерпело аварию судно, перевозившее нелегальных мигрантов, многие из которых погибли. В июне 2000 г. в английском порту Дувр в автофургоне, прибывшем на пароме из Бельгии, обнаружены 58 граждан из государств Юго-Восточной Азии, которые задохнулись от недостатка воздуха. В январе 2005 г. в порту Сан-Франциско в двух контейнерах обнаружено 32 нелегала, доставленных морем. Морские суда, перевозящие нелегалов, часто бывают не приспособлены для этой цели, находятся в антисанитарном состоянии, принимают на борт недопустимо большое количество людей, что приводит к заболеваниям, травмам пассажиров, ухудшению мореходных качеств и даже гибели судов.
В международном праве до настоящего времени нет единого соглашения о борьбе с нелегальной миграцией. Ответственность за деятельность, связанную с нелегальной миграцией, на международном уровне также не предусмотрена. Это способствует дальнейшему развитию этого феномена, превращению его в доходный промысел для преступных группировок, организующих за большие деньги переправку морем нелегалов в привлекающие их страны. Вместе с тем в Конвенции МОТ № 143 в статье о злоупотреблениях в области эмиграции (Женева, 4 июля 1975 г.) отмечается, что в рамках национального законодательства предусматриваются меры для эффективного применения административного, гражданского и уголовного наказания, включая тюремное заключение, в отношении организации миграции трудящихся с целью получения работы. В ряде стран положения этой статьи получили реализацию в соответствующих национальных законодательных актах, которые служат правовой основой при решении инцидентов, связанных с незаконной миграцией.
Проблема нелегальных мигрантов актуальна и для Украины; с каждым годом растет количество задерживаемых лиц, незаконно проникших на территорию нашей страны. Однако осуществляемая морем нелегальная миграция в Украину незначительна и пока не угрожает безопасности государства. Вместе с тем около 40 тыс. украинских моряков работают на судах под различными флагами и нередко бывают вовлеченными в инциденты с незаконными пассажирами. Очевидно, им необходимо знать, как следует вести себя и действовать в таких ситуациях, чтобы избежать неблагоприятных последствий и защитить интересы судна и компании-судовладельца. Однако информация подобного рода сейчас «рассеяна» в различных источниках — материалах Международной морской организации (ИМО), Балтийского и Международного морского совета (БИМКО), других организаций — и мало доступна для плавсостава. Отсутствие необходимого информационного обеспечения по этой проблеме негативно сказывается на возможности применения капитанами судов и их помощниками в практике служебной деятельности существующих рекомендаций по успешному разрешению инцидентов, связанных с нелегальными мигрантами.
Цель настоящего учебного пособия — до некоторой степени уменьшить существующий пробел в информации практического характера, необходимой судовой администрации для обеспечения защиты судна, экипажа, минимизации последствий, связанных с попытками проникновения или обнаружением нелегальных пассажиров на борту судна.
Разумеется, в небольшом по объему пособии невозможно рассмотреть все возможные на практике ситуации, относящиеся к нелегальной миграции морем. Но авторы надеются, что приведенный здесь материал будет полезен украинским морякам, работающим на судах национальных и зарубежных компаний, поможет им рационально действовать в случаях инцидентов с незаконными пассажирами.
Знакомство с данным пособием позволит офицерам и рядовым морякам
— понять многие проблемы, которые незаконные мигранты создают для судовладельцев, экипажа и даже для самих себя;
— ориентировать судовой персонал на защиту своего судна от незаконных лиц во время стоянки в порту;
— узнать о способах, которыми пользуются мигранты, чтобы проникнуть на судно, и местах, где они могут скрываться; чтобы члены экипажа могли принимать эффективные меры противодействия и охраны в различных ситуациях;
— получить рекомендации в отношении процедур поиска на судне незаконных лиц до выхода судна из порта;
— получить четкие указания о том, как действовать в случае, если незаконные пассажиры обнаружены на судне в море, что нужно сделать для их репатриации в ближайшем порту захода.
Авторы будут признательны за предложения и замечания читателей, способствующих улучшению содержания книги.