Морской институт Великобритании — это представительная организация морских специалистов, работающих в сфере морского транспорта. Институт предлагает широкий спектр услуг, направленных на повышение профессионального уровня и углубление знаний членов института, занятых во всех секторах морской индустрии.
Господин Филипп Уэйк является исполнительным директором института с мая 2003 года. На состоявшемся 23—24 апреля 2014 года Втором международном форуме «Образование, подготовка и трудоустройство моряков» господин Филипп Уэйк прочитал доклад на тему «Revised Industry Training Scheme Dynamic Positioning Operator»
— Господин Уэйк, расскажите, пожалуйста, нашим читателям, когда был основан Nautical Institute, и в чем была цель его организации.
— Официально он был основан в 1972 году, но работа организации началась, на самом деле, за пару лет до того. Задача института заключалась в том, чтобы свести вместе профессионалов весьма фрагментированной тогда морской отрасли. Увы, традиционные западноевропейские морские державы, такие, как Великобритания или Германия, стали менее влиятельными на мировом рынке, если говорить о количестве моряков. Этот процесс продолжается. Многие другие флаги мира сегодня гораздо более многочисленны, нежели названные. Структура занятости постоянно изменяется.
Отцы-основатели института стремились собрать профессиональные знания, чтобы сохранить, поддержать высокие профессиональные морские стандарты в быстро меняющемся мире.
— Институт объединяет исключительно морские организации и других игроков морского рынка, судовладельцев, моряков или также бизнес-структуры, не связанные непосредственно с судоходством?
— Речь идет об индивидуальном членстве в организации. В сущности, это общественная организация или, если хотите, клуб. Мы объединяем людей, а не компании. Разумеется, у нас есть договоры с компаниями и организациями, но членами института являются конкретные люди.
В подавляющем большинстве это моряки или бывшие моряки, в данный момент работающие на берегу. Вероятно, 50 % членов нашей организации работают сейчас в море, а большая часть второй половины занята на берегу в различных связанных с морской индустрией компаниях.
Следует отметить, что мы являемся некоммерческой организацией, не получаем никаких средств от правительства. Мы полностью независимы. Основу нашего бюджета составляют членские взносы, доходы от продаж наших публикаций, от услуг, которые мы оказываем отрасли. Кроме того, от спонсорской помощи, когда мы работаем над некоторыми проектами.
— Сколько человек являются членами Nautical Institute? Какого рода деятельность он осуществляет?
— Наша организация объединяет приблизительно 6500 человек из 116 стран мира. Разумеется, Украина в их числе — «Nautical Institute of Ukraine» является нашим отделением. Насколько я знаю, членами украинского отделения являются более 100 человек, главным образом, они одесситы.
Наша деятельность весьма разнообразна. Мы, например, предоставляем возможность заочного образования, повышая квалификацию членов института и готовя их к работе сюрвейера, капитана порта, лоцмана, преподавателя или инструктора. Мы являемся серьезными издателями. Ежемесячно выходит наш журнал «Seaways»; кроме того, мы публикуем книги. Мы даем специализированное удаленное образование по нескольким направлениям, гарантируя соблюдение определенных стандартов. Кстати, наш институт — международная сертифицирующая организация DPO (Dynamic Positioning Operators — операторы по динамической стабилизации; речь идет об удержании судна или плат¬формы в заданной точке с помощью движителей и подруливающих устройств) в офшорном секторе. Важно, что эти стандарты одобрены известными в морской отрасли авторитетами.
— Какие преимущества дает членство в вашей организации?
— Их множество. Важным является возможность делиться и приобретать профессиональные знания, доступ к нашим публикациям. Мы проводим многочисленные семинары, встречи и конференции, на которых происходит обмен информацией. Что имеет критически важное значение, так это помощь, которую мы оказываем в борьбе с криминализацией моряков в случае, если они попадают в затруднительное положение при выполнении своих профессиональных обязанностей — речь идет о 100000 фунтов стерлингов страхового покрытия в аварийном случае. Например, когда капитан судна или офицер сталкивается с судебным преследованием в результате, например, столкновения судов или посадки судна на мель. Мы работаем в тесном контакте со страховыми компаниями, помогаем со страховыми полисами, которые обеспечивают членам института в подобных ситуациях некоторую защиту, даем морякам адвоката, который оказывает им помощь. Хочется надеяться, что судовладелец в таких ситуациях окажется членом нашего клуба и также вступит на защиту моряка. Если нет — поможет страховка.
Членство в организации не является бесплатным. Ежегодные взносы в Украине, впрочем, составляют всего 50 % от обычной суммы — в силу непростой экономической ситуации в стране (иногда институт соглашается на «скидку» и только в случае, если член организации не работает на судне под иностранным флагом). В Украине ежегодные взносы составляют всего 55 фунтов стерлингов. Таким образом, полная сумма — 110 фунтов.
— Какие курсы, какие обучающие программы может предложить институт?
— У нас есть схема обучения действующих морских офицеров, другая — для тех, кто в настоящий момент ходит в море, но собирается в будущем работать на берегу, например, капитаном порта. Кстати, портовые администрации используют наши обучающие программы весьма охотно.
Наши схемы помогут, например, штурману подготовиться для сдачи экзамена на получение звания капитана. Разумеется, мы не может выдать диплом капитана, это было бы против национального и международного законодательства. Но мы можем помочь сертифицированному, дипломированному капитану повысить свой уровень знаний — уже после того, как он будет квалифицирован на национальном уровне. Разумеется, мы не занимаемся и вопросами взаимного признания морских дипломов и сертификатов. Это вопрос билатеральных соглашений между странами.
Беседовал Марк ШЕВЧЕНКО
(журнал Порты Украины № 4 ( 2014))