Ниже мы публикуем ряд публикаций вышедших в прессе и посвященных упомянутому событию.
“Sea Review” с английским акцентом
Зал Российского морского регистра (в Одессе на Польской) 23 ноября переполняли гости. При входе столики с печеньем и сладостями. А дружное шипение горячих чайников создавало теплую атмосферу. Спрашиваю коллегу: «Чай пить сейчас или в перерыве?» Знакомая ответила, не задумываясь: «Журналистам можно и сейчас».
Меж тем за столом ударили в рынду, и оказалось, что мы на десятилетии журнала «Морское обозрение».
Скромное, неброское, на мелованной бумаге профессиональное издание должно было стать печатным органом Морского института Украины, учрежденного, как известно, Морским институтом Большой Британии. Однако «Sea review» быстро вышло за условно очерченные рамки и очень скоро стало изданием, привлекательным для широкой морской общественности, причем на бесплатной основе.
Темы и проблемы на страницах журнала нашли отзвук и за рубежом. Говорят, одесское «Морское обозрение» видели в штаб-квартире Международной морской организации (ІМО). В 2002 году «Sea review» получил международный статус. С тех пор журнал регулярно попадает за рубеж.
В честь издания-именинника в конференц-зале Регионального управления Российского морского регистра судоходства в Украине члены редколлегии «МО» собрали круглый стол.
Благородную британскую традицию отмечать даты научными докладами перемежала отечественная страсть к наградам и подаркам. По ходу всего собрания зачитывались поздравления от городского головы, от председателя Одесского областного совета.
Капитан Станислав Незавитин получил памятный знак от редактора журнала Владимира Торского. Сын Владимира Высоцкого поблагодарил «Обозрение» за серию материалов об отце, а тему морского пиратства назвал актуальной.
В день рождения «МО» ведущие специалисты подготовили доклады по актуальным вопросам беспокойной морской жизни, представители морской общественности обсудили. Многие из проблем, надо признать, не раз поднимались и обсуждались на страницах профессионального издания.
Молитвослов моряка
Если бы ИМО озадачилось поиском молитвы морякам, то сейчас отченаш составляют «Манильские поправки», сводная конвенция МОТ’2006 и, может быть, дума о балластных водах. Во всяком случае, именно эти три главные темы достаточно подробно обсуждали докладчики. Да так, что на вопросе о сводной конвенции МОТ’2006 говорящих порой становилось больше, чем слушающих.
Юрий Михайленко, заместитель начальника Инспекции по дипломированию моряков, доложил почтенному собранию ситуацию с так называемыми Манильскими поправками к Конвенции ПДНВ-78.
Присущая капитану корректность в высказываниях зал, кажется, не насторожила изменениями в качестве подготовки моряков уже в новом году. И даже отсутствие государственного финансирования, на эти мероприятия никого не смутили.
– Чтобы выполнить все мероприятия, как того требует основополагающий документ, необходима поддержка со стороны государства, – подчеркнул Юрий Михайленко. – Подготовка украинских моряков – дело государственной важности.
Наши моряки занимают первое место по трудоустройству в странах ЕЭС и входят в пятерку на морском международном рынке.
Очевидно, необходимо будет пересмотреть учебные планы, доработать их в соответствии с «Поправками…» Отмечалось: отечественная школа подготовки моряков нуждается в дополнении методиками по управлению в соответствии с мировыми стандартами.
В противном случае украинские специалисты будут терять свои позиции на мировом рынке труда, что сегодня уже произошло с грузинскими моряками. Их дипломы не котируются.
Разговорам о балластных водах больше века
Проблема проблем судоходства по-прежнему – очистка балластных вод. Как защитить сложившиеся экосистемы от чужеродных биологических видов? Эта тема не раз обсуждалась на страницах «МО». С докладом на тему: «На пути к ратификации Конвенции по балластным водам» во время круглого стола выступил известный своими публикациями в журнале Александр Сагайдак.
Он обратил внимание присутствующих на то, что стран, ратифицирующих Конвенцию, с каждым годом становится больше. Принять международные нормы по очистке балластных вод скоро будет вынуждена и Украина, что на практике предполагает установку на судах дорогостоящего современного оборудования.
В связи с этим, отметил Александр Сагайдак, возникает проблема подготовки квалифицированных специалистов для обслуживания и эксплуатации современных, достаточно сложных механизмов очистки воды. Работа одних устройств основана на применении ультрафиолетового излучения, в других механизмах очистка воды производится посредством использования ультразвука.
Очевидно, проблема кадров – не единственная в вопросе контроля балластных вод. Участники круглого стола сошлись во мнении: необходимо еще многое сделать в процессе подготовки к выполнению требований Конвенции.
«УКРМЕПА» выведет темные пятна на море
Свою признательность имениннику выразила новая для нашего уха общественная экологическая организация – «УКРМЕПА». Ее глава Игорь Карпенко рассказал о беспокойстве общественников ситуацией в молдавском порту «Джурджулештъ».
Активисты инициировали исследования в акватории Дельты Прута и Дуная, да и в целом прилегающей зоны Черного моря. На их основе сделаны выводы о потенциальной угрозе загрязнения акватории Черного моря, исходящей от берегов Молдовы. Предупреждены власти. От имени Одесского областного совета президенту, премьер-министру направлено обращение с просьбой помочь решить проблему.
– Сегодня вопрос рассматривает специальная государственная комиссия, которая создана и работает под эгидой Министерства экологии Украины, – сказал Игорь Карпенко. – Так нам удалось поднять проблему на принципиально новый уровень. Теперь порт будет вынужден провести ряд природоохранных мероприятий. И впредь будем делать все возможное, чтобы защитить море от загрязнения.
МОТ велит не жмотиться
Заместитель директора Регионального управления Российского морского регистра судоходства в Украине Александр Боровик оценивал перспективы присоединения Украины к «Сводной конвенции МОТ 2006». Конвенцию уже ратифицировали 20 стран, в том числе члены Европейского Союза: Дания, Норвегия, Испания.
– Даже если документ не будет ратифицирован на государственном уровне, наши моряки, работающие под иностранным флагом, в любом порту мира могут быть подвержены проверке контролирующими службами на соответствие требованиям данной конвенции, – подчеркнул Александр Боровик.
– Необходимо серьезно и детально изучать документ, который, очевидно, в скором времени станет одним из основополагающих в морской деятельности.
Эта тема, надо сказать, завела публику окончательно. Капитан Лапин, президент ассоциации капитанов Одессы, с болью говорил о возможных трудностях и больших переменах, которые могут последовать после присоединения к Сводной конвенции Международной Организации Труда от 2006-го. Но, конвенция, призванная обеспечить защиту моряка на всех этапах его морской работы уже — факт свершившийся и нужно быть готовым к ее реализации, решило благородное собрание.
Ясность с арестами судов
Из положительных тенденций развития отечественного судоходства назывались изменения в процедуре ареста судов.
В этом году на пленарном заседании Верховной Рады Украины был принят проект Закона «О присоединении Украины к Международной конвенции по унификации некоторых правил относительно наложения ареста на морское судно». Суть документа прокомментировал старший юрист «Международной юридической службы» Александр Чеботаренко.
– Теперь арестовать украинское судно возможно будет исключительно для обеспечения морского требования, указанного в Конвенции, – сказал он. – В связи с этими переменами можно без преувеличения говорить о позитивных шагах, сделанных Украиной в сторону цивилизованного морского сообщества.
Морское требование выдвигается судовладельцу юридическим лицом, в роли которого может выступать государственный орган, конкретный гражданин. Основанием для морского требования является: возникшая авария, травмирование, гибель людей, произошедшие в результате эксплуатации судна, утрата перевозимого товара, повреждение багажа и другие ситуации.
Кофе-брейк отложили на потом
Через часа три докладов и дискуссий вспомнили о кофейной паузе. Снова зашумели чайники. Народ группами по инерции еще обсуждал какие-то темы и настойчиво двигался к выходу. Через минут пять-десять никого в зале не осталось.
Ирина Лузан»Моряк Украины» — Всеукраинская еженедельная газета
ОСТАНЕТСЯ ЛИ УКРАИНА МОРСКОЙ ДЕРЖАВОЙ?
В минувшую среду в конференц-зале регионального управления Российского морского регистра судоходства (РМРС) прошел «круглый стол», посвященный проблемам современного судоходства. Его организаторы -Морской институт Украины(МИУ), РМРС, компания «Международная юридическая служба» -пригласили к участию в нем известных специалистов, представляющих профессорско-преподавательский состав морских учебных заведений, учреждений по подготовке и дипломированию моряков, руководителей крюинговых компаний, капитанов дальнего плавания,морских юристов, технических и других специалистов флота.
О
ткрывая встречу, профессор Владимир Торский, почетный секретарь МИУ, генеральный секретарь Украинской национальной ассоциации по защите окружающей среды на море(УКРМЕПА), отметил, что «круглый стол» преследует цель ознакомить морскую общественность с последними инициативами этой организации, направленными на консолидацию усилий по разрешению проблем, с которыми столкнется Украина в связи с необходимостью принятия ряда документов, регулирующих международно-правовые нормы в области судоходства, экологической безопасности морской среды, социальной защищенности моряков, подготовки плавсостава.
«БИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕРРОРИСТЫ» — ГУБИТЕЛИ МОРСКОЙ ФАУНЫ
Проблема нейтрализации чужеродных моллюсков и других морских обитателей, проникающих в наши территориальные воды после их сброса с балластных танков транспортных судов, известна давно. Чужеродные для Черноморско-Азовского региона биологические виды- пришельцы из южных морей — уничтожают местную морскую среду.
Оккупация «биотеррористами» наших акваторий продолжается, но, к сожалению, данная проблема(а ее игнорирование чревато серьезными последствиями) в Украине сегодня волнует очень узкий круг людей.
Как отметил в своем докладе капитан, эксперт Международной морской организации (ИМО) Александр Сагайдак, являющийся также представителем ФНИ ( Институт Фритьофа Нансена) — независимый фонд занимающийся исследованиями в области международной экологической и энергетической политики управления ресурсами, Конвенция ИМО по контролю судовых балластных вод и управлению ими была принята в 2004 году и в ближайшее время должна быть ратифицирована. Ущерб, наносимый биологическими террористами, исчисляется в мире миллиардами долларов. Серьезный вред наносится рыболовной отрасли, несут убытки судовладельцы и портовики, израсходовавшие за минувшее пятилетие до миллиарда долларов на очистку (от чужеродных пришельцев)причальных комплексов, навигационного оборудования и т.п.
Что ждет Украину? Если конвенция ИМО по балластным водам вступит в силу, то к 2017 году все без исключения суда обязаны будут установить на борту специальные устройства для обработки водяного балласта. А это значит, что портовые власти должны будут правильно оценивать риски работы с документами по управлению балластными водами на судах, выполнять точный анализ проб воды. И сегодня судовые инженеры заняты разработкой такогоэффективного балластного оборудования.Схема эта нова, предложены для эксплуатации различные его варианты, но поиск продолжается — оптимального пока не найдено. Кстати, данный сегмент судостроительного рынка оценивается в 30 -35 миллиардов долларов. Так что тот, ктопредложит наиболее совершенную технологическую схему, позволяющую обрабатывать водный балласт с эффективностью до 95 процентов очистки, как того требует конвенция ИМО, тот вмиг разбогатеет. В общем, дерзайте украинские инженеры!
К сожалению, требования украинского законодательства, касающиеся норм очистки балластных вод, отличаются от международных стандартов.И в этом плане еще предстоит проделать большую работу по адаптации их к общепринятым требованиям.
Так или иначе, но ожидать скорейшего присоединения нашей страны к конвенции ИМО по балластным водам не приходится. Данный факт вызывает сожаление, поскольку украинские специалисты внесли серьезный вклад при разработке ряда положений конвенции, различных стандартов. Украина была одной из шести пилотных стран, в которых программа ИМО «ГлоБалласт» проходила своего рода обкатку. В частности, в Одесском порту большой объем работ по изучению биологических микрооргазимов, населяющих его акваторию, составлению реестра всех видов морской фауны проделали ученые Одесского филиала Украинского НИИ биологии южных морей.
Конвенция ИМО по контролю судовых балластных вод, конечно, новая «головная боль» для судовладельцев, комсостава судов, но ее реализация очень важна для экономики Украины и другихгосударств, всего мирового сообщества.
КАК УПРАВЛЯТЬ РИСКАМИ НА МОРЕ?
В последнее время был принят ряд поправок к Международному кодексу по безопасной эксплуатации судов и предотвращению загрязнения (МКУБ). И одна из наиболее существенных корректировок затрагивает деятельность судоходных компаний, которые в соответствии с поправками к МКУБ обязаны спрогнозировать и выявить все риски для судов, персонала и окружающей среды, обеспечив при этом соответствующую защиту от возможных негативных последствий.
Не так давно в Одессе, в Институте последипломного образования водного транспорта (ИПО ВТ) Украины было разработано практическое руководство по управлению рисками при эксплуатации судов. Программу — результат творческого содружества специалистов ИПО ВТ, МИУ, Одесской национальной морской академии (ОНМА),-РМРС — в ходе «круглого стола» презентовали профессор ИПО Владимир Шарапов и доцент института Никитин.
Процессы, происходящие в странах ЕС, отразились на темпах ратификации важных документов, в том числе Сводной конвенции Международной организации труда(МОТ) «О труде в морском судоходстве», которую уже ратифицировали 20 государств и, по мнению авторитетных специалистов, в 2012 году она может войти в силу.
Что касается Украины, то наша страна пока ее не ратифицировала. Но независимо от того присоединится ли она к этой конвенции или нет, действие документа распространится и на наших моряков, работающих на судах иностранных судовладельцев.
«А это значит, — пояснил Владимир Торский, — что в любом порту мира суда с нашими экипажами могут быть подвергнуты проверке на соответствие требованиям упомянутой конвенции МОТ. Украина же, в том случае, если документ не будет ратифицирован Верховной Радой, не сможет адекватно реагировать на заходы иностранных судов в свои порты и будет лишена возможности их инспектировать, осуществлять контроль».
«УДАВКА» ДЛЯ СУДОВЛАДЕЛЬЦЕВ
Как все будет выглядеть на практике? «Конечно, речь, в первую очередь, может идти о вопиющих случаях и грубых нарушениях, -считает директор регионального управления Российского морского регистра судоходства Виктор Любченко. — Скажем, если инспекторы обнаружат, что на судне нет камбуза и экипаж не получает горячую пищу, шесть месяцев — зарплату и т.п., то судно будет задержано до устранения выявленных «патологий».
После вступления в силуконвенции МОТ, видимо, будет обнародован циркуляр, в котором более четко разъяснены и конкретизированы пункты основного документа.
Практическая реализация Конвенции МОТ — очень сложная задача, которая потребует колоссальных финансовых затрат от судоходных компаний.
«Это «удавка» для судовладельцев, — уточняет капитан Ильичевского морского порта Станислав Незавитин .- А главное — открытое поле деятельности и неограниченные возможности для злоупотреблений со стороны инспекторов портового контроля, которые попросту будут издеваться над экипажами судов».
С известным капитаном согласен и его коллега, президент Ассоциации морских капитанов Одессы Анатолий Лапин. По его мнению, Сводная конвенция МОТ, хотя и преследует благородные цели(вобрать в себя 37 предыдущих аналогичных документов, принятых в мире), все же далека от совершенства, поскольку насыщена бюрократической терминологией и сложна в восприятии. Кроме того, две части документа противоречат одна другой, что допускает различное их толкование портовыми инспекциями морских государств.
Легко предположить, что выполнение положений конвенции ляжет тяжким бременем на капитанов судов, у которых сегодня в портах и без того много работы. Наверное, поэтому большинство стран, понимая егонесовершенство, не спешит ратифицировать этот документ.
С докладами по различным аспектам обсуждаемых проблем также выступили: заместитель начальника Инспекции по подготовке и дипломированию моряков, капитан дальнего плавания Юрий Михайленко, заместитель директора регионального управления РМРС Александр Боровик, старший юрист компании «Международная юридическая служба» Александр Чеботаренко и другие.
На нынешней встрече морских специалистов некоторые участники с сожалением отмечали, что собственного морского флота у Украины сегодня практически не осталось.Однако капитан Михайленко опроверг это мнение, приведя официальные данные — в настоящее время общий тоннаж украинского флота составляет примерно 700 тысяч регистровых тонн.Стало быть, мы еще можем считаться морской державой.Вопрос: удастся ли нашей стране сохранить этот статус?
В завершение следует отметить,что «круглый стол» по проблемам судоходства был приурочен к десятой годовщине специализированного издания «Морское обозрение».В связи с этим Почетные грамоты были получены его редакцией от городского головы Одессы Алексея Костусева, председателя Одесского областного совета Николая Пундика, руководства Российского морского регистра судоходства. Любопытно, что в адрес юбиляра пришло письмо и из Москвы, от руководителя музея Высоцкого, сына прославленного барда — Никиты Владимировича Высоцкого.
Таквор ОГАНЕСЯН ( Деловая Одесса)