В декабрьском номере журнала “Seaways” (Морской институт Великобритании) опубликована статья секретаря этой уважаемой организации Филиппа Вэйка, которая интересна хотя бы тем, что являет собой взгляд «оттуда» на некоторые морские проблемы нашей страны.
Украина как морская держава имеет долгую историю, которой по — праву может гордиться.
Одна из трудностей нынешнего переходного периода – быстрое угасание ранее могущественного ЧМП из-за отсутствия инвестиций и устаревания флота. Суда младшего поколения проданы или рефлагированы. Лишь на некоторых остались украинские моряки, прямым результатом чего стали быстрый захват иностранными судовладельцами ниш на мировом рынке морских перевозок и потеря работы многими высококвалифицированными специалистами национального флота. Продолжением этого стала попытка трудоустройства украинских моряков на мировом рынке через быстро растущие крюинговые агентства. Сегодня их порядка 200 – около 40 тысяч украинских моряков работает на иностранных судах, по этому показателю Украина занимает 3-е место после России и Филиппин. По мононациональным экипажам удельный вес Украины составляет 27%, более половины трудоустроенных приходится на греческих судовладельцев.
Учебные заведения Украины изыскивают источники финансирования: для подготовки специалистов и повышения ее качества до и выше требований STCW 95, привлекая внимание ведущих специалистов Морского института. Кстати. В последние годы возникли предпосылки для создания отделения Морского института в Украине.
Совсем недавно были подготовлены уставные документы и рабочие планы начальной фазы. Резиденцией стал крупнейший в Украине по пассажирским и всем видам грузовых перевозок центр, средоточие деловой активности, город – порт Одесса, сохранивший со времен своего основания в конце 18 века французский дух в планировании и архитектуре.
На проходившей в здании морского вокзала выставке «Одесса — 2000» впервые был представлен стенд Института. Пристальное внимание посетителей – учащихся и старших офицеров плавсостава, преподавателей и финансистов, служащих госорганов и агентских, брокерских, крюинговых компаний, заводов и фирм – изготовителей, капитанов и лоцманов – было приковано к изделиям и рекламной информации в сфере морской индустрии.
В первый же день работы выставки мы встретились с ректором ОГМА, который и подписал учредительный договор о формировании нашего отделения на базе Академии и при ее поддержке. Были среди гостей заместители министров транспорта Украины и Литвы, члены и кандидаты в члены в наш Институт из Украины и других стран.
Пользуясь случаем, выражаю признательность Сергею Кудинову и многим другим членам нашего института за оборудование стенда и созданную ими живую атмосферу профессионального общения.
В наших обсуждениях, естественно, доминировала тема необходимости поиска инвестиций с тем, чтобы противостоять устареванию инфраструктур и «технологических линий» подготовки обучаемых для работы на судах иностранных судовладельцев и операторов.
Прибытие Президента Морского Института Мартина Скотта ознаменовалось интересными встречами в Музее Морского транспорта, в Одесском порту и ОГМА, где 19 октября в присутствии 40 участников, гостей, представителей прессы и телевидения, официально было объявлено о начале работы нашего отделения. Председателем избран президент Ассоциации морских лоцмановы Украины, капитан В. Латыпов, почетным секретарем – профессор ОГМА В. Торский, которого проделанную результативную работу сердечно поблагодарил Президент Морского Института Великобритании. Собрание завершилось презентацией нового практического пособия (на русском языке) по борьбе с алкоголем и наркотиками в судоходной индустрии, которое подготовил коллектив ОГМА под редакцией профессора В. Торского.
Последний день нашего пребывания был посвящен встречам в нескольких крюинговых и одной судовладельческой компаниях, поездкой в Николаев (по пути мы посетили станцию «Дельта – Лоцман» и управление компанией). В Николаеве мы приняли участие в праздновании 80-летия кораблестроительного института – колыбели многих военных кораблей, промышленных и торговых судов.
Мы уезжали из страны, которая по праву гордится своей морской славой, из страны большого потенциала и будущего, которая со временем обязательно займет достойное место среди гигантов морской индустрии.
Сокращенный перевод С. Александрова
Моряк №51 – 22 декабря 2000 г.