Наркотики и алкоголь в судоходной индустрии
Автор Торский В.Г., Топалов В. П., Любченко В. И.
Издательство Астропринт
Место издат. Одесса
ISBN 966-549-443-0
Год 2000
Стр 256
Краткое описание
В книге рассматриваются основные аспекты проблемы употребления и распространения наркотиков и алкоголя в морской индустрии, а также деятельность международных и национальных организаций по предотвращению этих негативных явлений в судоходных компаниях и на борту транспортных судов.
Предназначена, в первую очередь, для руководителей и персонала предприятий, занятых эксплуатацией и обслуживанием торгового флота, и командного состава судов. Может быть использована в качестве учебно-практического пособия специалистами крюинговых агентств, таможенных служб, в центрах переподготовки и повышения квалификации плавсостава, а также курсантами высших морских учебных заведений при изучении курса «Управление безопасностью судна» (On board Safety Management) и «Управление безопасностью в судоходстве» (Management of Safety in Shipping)
Содержание
Предисловие
Глава 1
Краткие сведения об алкоголе и наркотических веществах
1.1. Алкоголь
1.2. Виды и характеристика наркотических веществ
Глава 2
Влияние алкоголя и наркотиков на здоровье, безопасность и производительность труда людей
2.1. Общие сведения
2.2. Факторы, способствующие развитию алкоголизма у моряков
2.3. Стадии и формы опьянения и алкоголизма
2.4. Наркотики — разрушители здоровья и личности
2.5. Поведенческие признаки, указывающие на злоупотребление алкоголем или наркотиками
Глава 3
Международные соглашения, документы и национальные законодательные акты, регулирующие применение и перемещение наркотических и психотропных веществ
3.1. Международные конвенции и документы
3.2. Антинаркотическое законодательство Украины
3.3. Меры противодействия контрабанде наркотиков, применяемые в международной практике
Глава 4
Международные и национальные документы по предотвращению употребления и контрабанды наркотиков в судоходной индустрии
Глава 5
Политика судоходной компании в отношении алкоголя и наркотиков
5.1. Основные положения
5.2. Стратегия борьбы с употреблением
и распространением наркотиков на судах
5.3.Политика судоходной компании
Глава 6
Меры по предотвращению употребления и контрабанды наркотиков на судах, 6.1.Роль и ответственность капитана и офицеров в реализации политики компании относительно алкоголя и наркотиков
6.2.Программа специальной подготовки капитана и судовых офицеров по вопросам борьбы с употреблением алкоголя и наркотиков на судах
6.3. Надзор и выявление наркотиков
6.4. Меры по предотвращению незаконной перевозки наркотиков на морских судах
Приложения
Приложение 1
Венская Конвенция ООН 1988 года -«Незаконные перевозки по морю» (статья 17)
Приложение 2
Выдержки из Руководства по предотвращению и подавлению контрабанды наркотиков, психотропных веществ и исходных химикатов на судах в международном морском судоходстве (Резолюция ИМО А. 872 (20))
Приложение 3
Меморандум о взаимопонимании между таможенной службой Великобритании и БИМКО
Приложение 4
Соглашение таможенной службы США «Об инициативе морских перевозчиков»
Приложение 5
Закон США «О злоупотреблении наркотиками», 1986 (извлечения, касающиеся тайм-чартерных перевозок)
Приложение 6
Образец чек-листа по осмотру судна
Приложение 7
Программы тестирования на алкоголь и наркотики, применяемые в морской судоходной индустрии
Приложение 8
Основные термины и определения
Приложение 9
Образец Акта медицинского освидетельствования
Введение
Наркотики и алкоголь справедливо называют величайшим социальным злом XX столетия.
Отечественными и зарубежными исследователями установлено, что злоупотребление алкоголем и прием наркотических веществ наносит непоправимый вред здоровью, лишает человека способности к ТРУДУ> ведет к утрате его социально ценных качеств, является причиной аварий и несчастных случаев. На протяжении многих лет человечество ведет непримиримую войну с этим злом, которое пока, к сожалению, не увенчалась успехом. По-прежнему миллионы людей в разных странах, разного возраста, профессий и социального положения продолжают систематически употреблять алкоголь и принимать наркотики, несмотря на пагубные последствия этой привычки для здоровья, служебной карьеры, семейного благополучия. Статистика показывает, что алкоголизм как причина смерти во всем мире занимает по частоте третье место, уступая лишь злокачественным новообразованиям и болезням сердечно-сосудистой системы. Средняя продолжительность жизни лиц, злоупотребляющих алкоголем, на 5-20 лет меньше, чем людей систематически алкоголь не употребляющих.
Еще более опасным «порождением дьявола» являются наркотики, их употребление лишает человека радостей жизни, делает неспособным к труду, неполноценным членом общества во всех аспектах его социального бытия. Употребление наркотиков способствует распространению СПИДа, туберкулеза, венерических и других инфекционных болезней. Если употребление алкоголя в большинстве стран законодательно не запрещено, то применение наркотических, психотропных и других подобных веществ допускается исключительно по медицинским показаниям, в соответствии с предписанием врачей.
Злоупотребление алкоголем и прием наркотиков не только огромное зло в социальном плане, эти вредные привычки вызывают большие экономические потери, обусловленные снижением производительности труда, воровством на производстве, авариями, прогулами, выплатой страховых компенсаций и больничных пособий. Статистика свидетельствует, что потери мировой экономики вследствие употребления работниками разного уровня алкоголя, наркотиков и других аналогичных веществ составляют около 165 млрд. долларов США в год. Немалая доля из этих убытков приходится на морскую индустрию.
Вместе с тем производство и незаконная торговля наркотиками настолько выгодный «бизнес», что установленные в международной практике запреты не останавливают наркодельцов. Незаконный оборот наркотиков достигает гигантских размеров: по данным властей США в 1995 году в мире перемещалось более 780 тонн незаконных наркотиков, «уличная» стоимость которых составляла многие миллиарды долларов. Распространение наркотиков все больше ухудшает качество жизни миллионов людей, разрушая здоровье, развращая организации; тормозит социально-экономическое развитие, угрожает политической стабильности и в некоторых случаях даже государственной безопасности.
Судоходная индустрия, одна из наиболее мощных и динамичных отраслей мировой экономики, оказалась в эпицентре событий, связанных с борьбой правительственных учреждений против злоупотребления алкоголем, приема и контрабандной транспортировки наркотиков. Производители наркотиков («Золотой треугольник», Афганистан, Колумбия, страны Центральной Америки) стараются переправить свой вредоносный товар к потребителям — в США, Канаду, Европу. Один из основных путей доставки наркотиков через море — использование торговых судов, которые очень доступны и уязвимы в этом отношении. Действительно, большое современное судно трудно обезопасить от проникновения контрабандистов наркотического зелья, его можно доставить на борт вместе с грузом; на судах есть множество укрытых, потайных мест, где наркотики можно надежно упрятать. Наконец, можно вовлечь в транспортировку этих веществ членов экипажа — посулами высокого вознаграждения за, казалось бы, неопасную операцию, о которой никто не узнает.
Приведенные соображения поясняют тот факт, что в нынешних условиях любое судно, большое или нет, независимо от направления и продолжительности плавания, национальности и других особенностей, может стать объектом пристального внимания наркодельцов, которые тем или иным путем попытаются его использовать для переправки своего товара за океан.
Такая транспортировка незаконных веществ (даже если экипаж об этом не знает), помимо большого социального ущерба (чьи-то разрушенные семьи, погубленные жизни), может дорого стоить и самому судну, которое при обнаружении наркотиков на борту может быть задержано, оштрафовано и в исключительных случаях конфисковано. Виновных членов экипажа (если вина их доказана) ожидают большие штрафы, длительные сроки тюремного заключения, а в некоторых странах смертная казнь.
Недавнее задержание властями США в Карибском море греческого судна «China Breez» с 19-ю украинскими и 3-мя греческими моряками, обнаружение на нем среди груза контрабандных наркотиков (4 тонны кокаина на сумму 400 млн дол.) и последующее осуждение на длительные сроки заключения капитана и палубных офицеров — наглядный тому пример.
Аналогичный случай произошел и у берегов Чили: местными властями по информации американского агентства по борьбе с наркобизнесом было задержано судно «Nativa», на борту которого обнаружили почти 9 тонн кокаина. Среди 20 членов экипажа, которых обвиняют в контрабанде наркотиков, 11 украинцев.
Учитывая специфику деятельности морского транспорта, очевидно, что употребление алкоголя и наркотиков служащими судоходных компаний и плавсоставом флота недопустимо, так как негативно сказывается на физических и умственных способностях, поведении, дисциплине и, в конечном итоге, создает реальную угрозу для жизни людей и безопасности мореплавания. Не менее важно предотвращение незаконного перемещения наркотиков морским путем. Вместе с тем по данным зарубежных исследователей алкоголизмом страдают от 10% до 50% моряков. Несмотря на суровые наказания, которые ожидают членов экипажа, виновных в незаконном перемещении наркотических веществ, контрабандная перевозка наркотиков на морских судах осуществляется в огромных размерах. По официальным данным ИМО в 1991 году более чем 327 тонн незаконных наркотиков было задержано таможенными властями в морской индустрии, а это только около 30% того количества, которое было перевезено по морю. Сегодня ситуация в этом отношении еще более ухудшилась.
Сознавая огромную опасность рассмотренных явлений для судоходства, ИМО, поддержанная другими международными морскими организациями и большинством государств мира, прилагает большие усилия по предотвращению употребления алкоголя и наркотиков на судах и в управлениях компаний, исключению из практики мореплавания контрабандных перевозок незаконных веществ. В мае 1994 года на конференции ИМО в Лондоне были приняты поправки к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74) и Резолюции о добавлении новых глав (IX, X, XI) к ней. В приложении 2 сказано о введении Международного Кодекса управления безопасной эксплуатацией и предотвращением загрязнений (МКУБ) как IX главы — «Управление безопасной эксплуатацией судов» и о сроках применения этой главы.
Кодекс, в частности, предписывает, что каждая судоходная компания должна разрабатывать, претворять в жизнь и поддерживать системы управления безопасностью (СУБ), которые должны включать в себя политику безопасности и защиты окружающей среды, а также инструкции и процедуры, обеспечивающие безопасное использование судов в соответствии с требованиями международного законодательства и законами страны флага.
Несомненно, что положение МКУБ обусловливает необходимость включения в руководящие документы компании по системе управления безопасной эксплуатацией судов соответствующих указаний относительно запрещения употребления алкоголя, наркотиков и контрабандной перевозки последних на судах флота компании. Они должны соответствовать духу и общей направленности МКУБ, действующим международным и национальным правилам и аккумулировать в себе новейшие достижения и практический опыт, накопленные в судоходной индустрии. Только при этом условии созданная в компании СУБ будет действительно эффективным и надежным инструментом обеспечения безопасной эксплуатации флота. Анализ руководящих документов ряда крупных судоходных компаний разных стран, прошедших до 1 июля 1998 года сертификацию по требованиям МКУБ и получивших документ о соответствии (Document of Compliance), показывает, что они выполнили указанные выше условия. В Руководствах по безопасности (качеству), разработанных в компаниях в качестве основополагающих документов СУБ, есть разделы, посвященные политике в отношении употребления алкоголя и наркотиков на судах и в береговых учреждениях. Как правило, эта политика направлена на жесткое ограничение или полное запрещение употребления алкоголя на судах, запрещение хранения, употребления и перевозки наркотических веществ. Главное теперь — эффективное применение установленных правил в практике судоходства, что должны обеспечить: управленческий аппарат компаний на берегу, капитаны и офицеры — на борту транспортных судов.
В ноябре 1997 года на 20-й сессии Ассамблеи ИМО резолюцией А.872(20) было принято «Руководство по предотвращению контрабанды наркотиков, психотропных веществ и исходных химикатов на судах в международном морском судоходстве». Хотя в указанном документе речь идет о незаконной перевозке наркотических веществ, совершенно очевидно, что употребление их и алкоголя на судах и в береговых органах управления флотом представляет большую угрозу для безопасности мореплавания и должно быть исключено. Исходя из этого Международная организация труда (МОТ) подготовила и опубликовала руководство по предотвращению злоупотребления наркотиками в судоходной индустрии, в котором рассматривается стратегия борьбы с употреблением и распространением наркотиков на судах, роль и ответственность капитана и офицеров в реализации политики компании относительно алкоголя и наркотиков.
Учитывая изложенное, важно обратить внимание руководителей и сотрудников национальных судоходных, крюинговых компаний, других морских организаций, профсоюзных работников, капитанов и судовых офицеров, работающих на украинских судах и под иностранным флагом, на существование в мировой судоходной индустрии весьма тревожной проблемы: злоупотребление алкоголем, употребление и незаконная перевозка наркотических средств. Очевидно, добиться успеха в борьбе с этим злом можно только при условии, если каждый руководитель, ответственный за определенный участок работы на берегу или на судне и за жизнь и здоровье подчиненных, будет целенаправленно и систематически претворять в жизнь требования применимых международных конвенций, национальных законов, политику компании, судовые правила, требования властей порта захода в отношении употребления, хранения и перемещения алкоголя и наркотиков.
Особенно важное значение с позиций обеспечения безопасности мореплавания имеет такая работа на борту судов дальнего плавания, в небольшом коллективе моряков — членов экипажа, каждый из которых выполняет ответственные обязанности по управлению судном и эксплуатации различных механизмов и устройств. Очевидно, каждый судовой офицер обязан в этом плане служить образцом для своих подчиненных. В его обязанности, как руководителя, входит забота об их здоровье и безопасности, а следовательно, проведение необходимой воспитательной работы по предотвращению употребления алкоголя и наркотиков, пропаганде здорового образа жизни и высоких морально-нравственных принципов. Такая работа требует хотя бы минимума специальных знаний и умения их эффективно использовать на практике. Об этом, в частности, прямо указывается в последних международных документах ИМО-Конвенции и Кодексе ПДМНВ 78/95 и Международном Кодексе по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращении загрязнения среды. Это понятно: психическое и физическое здоровье и состояние людей, работающих на судне, оказывает прямое влияние на безопасность других членов экипажа, сохранность груза, безопасность плавания.
Цель настоящей книги, основанной на материалах международных организаций, национальных документах ведущих морских государств, положениях и руководствах судоходных компаний, — познакомить читателей с основными аспектами проблемы злоупотребления алкоголем, приема и контрабанды наркотиков на судах мирового торгового флота, чтобы помочь руководителям береговых морских организаций, капитанам и судовым офицерам правильно воспринимать и эффективно применять в практической деятельности положения и требования соответствующих международных конвенций, законов страны флага, руководящих документов компании-судовладельца и таким образом способствовать очищению судоходной индустрии от названных пороков. При этом рекомендуется исходить из старой английской пословицы: «It is never too later to mend» и помнить, что в борьбе со злом существенную роль играет положительный вклад каждого из нас.
Публикация подобного рода осуществляется на Украине впервые: необходимость комплексного рассмотрения проблемы алкоголя и наркотиков в морской индустрии и ограниченный объем книги обусловили схематичность изложения материала некоторых разделов, что, как надеются авторы, не снижает полезность и возможность применения настоящего пособия в практической деятельности судовых офицеров и управленческого персонала организаций морской отрасли.
Выражаем свою глубокую признательность руководителю отдела качества Регионального представительства Российского морского регистра судоходства в Украине г-ну Боровику А. И. за помощь в подготовке к изданию данной книги.
Кроме того, авторы признательны руководству и сотрудникам международных организаций, которые оказали информационную помощь в подготовке настоящего издания: Организации Объединенных Наций (UN), Международной Морской Организации (IMO), Международной организации труда (ILO), Всемирной Организации Здравоохранения (WHO), Балтийскому и Международному Морскому Совету (BIMCO), Международной Палате Судоходства (ICS), Международной Ассоциации независимых владельцев танкеров (INTERTANKO), Международной Федерации судовладельцев (ISF), Международной Федерации работников транспорта (ITF), Лондонскому Морскому Институту (N1), Нью-Йоркскому центру по защите прав моряков, Российскому морскому регистру судоходства (R.S), Регистру судоходства Ллойда (LR), английской компании «Medscreen», американской Корпорации по морской безопасности (AMS), Береговой охране США (USCG), Морскому Агентству по безопасности и береговой охране Великобритании (МСА) и др.