С развитием современного флота все острее становится проблема кадров: отбора и конкуренции. Отсюда неизбежно возникает конфликт между устоявшейся традицией и экспериментаторством, между приверженцами старых, но привычных стереотипов и теми, кто хочет работать по-новому.
Это болезненный процесс, поскольку при этом теряют престиж, клиентуру и в итоге полностью распадаются многие судоходные компании, и с не меньшими трудностями рождаются новые, готовые к борьбе за место под солнцем морской удачи.
При этом учебные заведения, призванные растить и школить квалифицированные флотские кадры, видят свою задачу в том, чтобы воспитать плеяду классных специалистов, способных выдерживать любой конкурентный прессинг. Эта мысль лейтмотивом звучала на конференции, посвященной 5 годам существования Одесской национальной морской академии в составе Международного морского института, головной офис которого находится в Великобритании. Почетным гостем на встрече корифеев морской подготовки был мистер Дж. Паркер — один из известнейших в мире менеджеров по тренингу морских кадров. Он же принял самое горячее участие в создании филиала института в Одессе. Покинув родной берег Туманного Альбиона, он, по его словам, приехал именно для того, чтобы подчеркнуть роль украинских моряков в системе мирового трудоустройства на суда различных компаний.
Дав высокую оценку их уровню подготовки, он сказал, что считает добрым делом помогать им в освоении современных технологий управления и эксплуатации флота. Ведь все морские работодатели сегодня отдают бесспорное предпочтение компетентному работнику, способному гибко встроиться в стратегическое направление компании, что сделает ее деятельность более эффектной, а заработок моряка соответственно — более высоким. Это также поможет ему быстрее продвигаться по карьерной лестнице.
На торжестве, посвященном итогам морской «пятилетки», присутствовали представители профессорско-преподавательского состава ОНМА, Киевской государственной академии водного транспорта, ученые, менеджеры, работающие в системе трудоустройства. Конечно же, курсанты ОНМА, заинтересованные в построении будущих деловых контактов с потенциальными работодателями. Открыл конференцию первый проректор ОНМА профессор Виталий Голубев. В ряде последующих докладов была дана характеристика основных проблем выхода выпускников украинских «мореходок» на голубые транспортные трассы.
Прежде всего, большинству компаний, в частности английских, сегодня требуется младший офицерский состав. С этой целью в Великобритании ряд торговых судов был переоборудован в учебные, где опытные практики передают секреты профессии своим молодым коллегам. На их подготовку у нас будет обращено особое внимание.
Суммируя сложности, с которыми неизбежно сталкиваются все моряки, Дж. Паркер перечислил ключевые моменты, с которыми приходится сталкиваться офицерам флота. Это необходимость не просто всегда быть в хорошей профессиональной «форме», но и добиваться постоянного квалификационного роста. Быть компетентным во всех изменениях, связанных с управлением и эксплуатацией судна. На моряка наваливается чрезмерный объем постоянно возникающих правил и инструкций, однако это не освобождает его от их исполнения. Ситуация усложняется также криминализацией поведения капитанов, идущих на незаконные перевозки и втягивающих в эту деятельность экипажи. Большую угрозу мореплаванию доставляют участившиеся случаи морского терроризма. Наконец, есть риск за совершенную ошибку приобрести отрицательный имидж, попав в «черные списки», что вынудит его уйти с поприща морской индустрии…
В. Китик (газета «Моряк»). Печатается с сокращениями