Дэвид Шнайдер, канадский капитан, FNI президент Морского института Великобритании (МИВ) был участником Международной выставки и конференции «Образование, подготовка и трудоустройство моряков» в Одессе (10-11.05) и высказал свое мнение о подготовке украинских моряков и перспективах мирового рынка морского труда читателям «Моряка Украины»
— Г-н президент, Вы трижды принимали приглашение отделения МИВ в Украине, но приехать ситуация не позволяла. Теперь Ваша каденция во главе Института заканчивается, тем не менее, Вы здесь.
— Да. Я первый раз в Одессе. И очень хотел побывать в этом городе. Одесса – центр подготовки морских кадров, которые идут работать на мировой флот. И для меня было очень важно увидеть и почувствовать атмосферу морской Одессы. И мои впечатления полностью оправдались. Конференция и выставка организованы на высоком уровне. Я вижу, что здесь присутствует много молодых людей, которые хотят связать жизнь с морем. И хочу поблагодарить ректора Национального университета Одесской морской Академии Михаила Миюсова за прекрасную организацию и прием.
— Какое значение, по-вашему, МИВ придает отделению в Украине, которое работает уже 18 лет? Ваша оценка работы Почетного секретаря Отделения Морского института Украины.
— Для нас очень важна работа нашего Отделения Морского института в Украине, так как украинские офицеры востребованы на судах международных компаний. И благодаря Владимиру Торскому, FNI Почетному секретарю отделения, наша организация все больше популяризируется и расширяется. Владимир Торский решает вопросы не только поставленные Морским институтом Украины, но и в международном плане. Являясь членом Совета Морского института Великобритании от Украины, в который входит 40 представителей разных стран, он доносит то, что делается в Украине, до мирового сообщества. И его голос очень слышен, а его работа высоко оценена. И это пример того, как должна проводиться такая важная работа. Также профессора Торского я знаю как ученого, у которого много научных публикаций и книг для моряков. Мы высоко ценим его деятельность как руководителя нашего Отделения в Украине и как специалиста, занятого подготовкой кадров, а также за его научный вклад для судоходства.
— Полгода, как МИВ выдает Сертификат чартерного капитана. Какое преимущество имеет этот статус, в чем его особенности?
— Подготовка любого капитана начинается с подготовки кадета. У кадета должна быть цель – стать капитаном. Но есть еще одно дополнительное звание, которое не требуется Конвенцией ПДНВ. Но тем не менее, является на сегодня общепризнанным в мире. Сертификат чартерного капитана дает дополнительные возможности. Официально эта схема была утверждена в ноябре 2016-го в штаб-квартире «HonourableCompanyofMasterMariners» (HCMM), на борту HQS «Wellington». А история этого вопроса выглядит так: весной 2015-го к Институту обратилась организация «HonourableCompanyofMasterMariners» с просьбой помочь в установлении charterстатуса для морских капитанов. Право на использование charter схемы она получила два года назад после утверждения пересмотренной схемы RoyalCharter, и с тех пор провела обсуждения с целым рядом организаций морской отрасли Великобритании: «TrinityHouse», IMAREST, IFSMA, MCA, судоходными компаниями и др. HCMM сформировала рабочую группу по подготовке проекта по данной проблеме и участия в нем различных заинтересованных предприятий и организаций.
Существует мнение, что квалификация MasterMariner не есть окончательная их цель, а основа для более высоких достижений; с этой стартовой площадки они могут достичь персонального высокого положения, и действуя таким образом, заслужить большего уважения и повысить общественное признание звания морского капитана.
В последние 50 лет многие береговые профессии применяют свои собственные стандарты, специфически направленные на поощрение повышенных способностей, высшей индивидуальной компетенции, знания специальности и практического развития.
Таким образом сhartership концепция сейчас широко используется как достижение превосходства в отношении инженеров, архитекторов и многих других профессий. Применительно к морским капитанам, ее имплементация может служить для процесса выбора лучших специалистов, способных решать самые сложные задачи. Естественным следствием имплементации статуса ChartedMasterMariner будет доведение до сознания нынешнего и будущих поколений моряков важности доказывать свое превосходство, незаурядные способности и высшую квалификацию, т. е. пользоваться системой постоянного профессионального развития (ContinuingProfessionalDevelopment, CPD).
В настоящее время разработаны модели организационного процесса и порядка присвоения статуса CharterMasterMariner, в которых главную роль играют HCMM и NI.
— Сертификат ледового штурмана. Почему такое внимание придает этому МИВ? В чем интерес Украины? Мы ведь не члены Арктического клуба, и пока даже своего торгового флота не имеем.
— NauticalInstitute с самого начала тесно сотрудничал с международной морской организацией при подготовке Полярного кодекса, стандартов сертификации для офицеров, несущих вахту на мостике, специальных навыков, знаний и компетентности, необходимых для безопасной эксплуатации судов в ледовых условиях. Институт подготовил базовую академическую программу для подготовки штурманов. И одним из первых в Украине сертификат МИВ получил капитан Константин Благодаренко, AFNI, что дает ему право плавания в арктических условиях Им были пройдены все необходимые и требуемые процедуры сбора/верификацииподтверждения своего ледового опыта работы во льдах, на основании которого ему был выдан сертификат «IceNavigatorCertificate – Level 2».
В процессе обучения моряки должны быть осведомлены относительно физических свойств льда, мощности и маневренности судна при плавании во льдах, различных подходов, применяемых в процессе планирования прохода, и человеческого фактора, связанного с холодной погодой. Даже возможность присутствия льда во время прохода может стать причиной задержки, изменения маршрута или, если не приняты соответствующие меры, повреждения судна.
Такой сертификат с 1 июля 2017-го возможно получить в Морском институте Великобритании. Эта возможность существует как для опытных в ледовом отношении навигаторов, так и для начинающих. В условиях постоянно повышающегося интереса к приполярным районам, такие сертификаты могут пригодиться практически любому штурману или капитану. Более подробно об этом можно прочитать на сайте www.nautinst.org или написав запрос непосредственно менеджеру этого направления.
— Какие важные инициативы МИВ будут предприняты для улучшения подготовки моряков и офицеров флота? Какие преимущества членства в Институте для моряков и кадетов, Вы могли бы назвать?
— Да. Я первый раз в Одессе. И очень хотел побывать в этом городе. Одесса – центр подготовки морских кадров, которые идут работать на мировой флот. И для меня было очень важно увидеть и почувствовать атмосферу морской Одессы. И мои впечатления полностью оправдались. Конференция и выставка организованы на высоком уровне. Я вижу, что здесь присутствует много молодых людей, которые хотят связать жизнь с морем. И хочу поблагодарить ректора Национального университета Одесской морской Академии Михаила Миюсова за прекрасную организацию и прием.
— Какое значение, по-вашему, МИВ придает отделению в Украине, которое работает уже 18 лет? Ваша оценка работы Почетного секретаря Отделения Морского института Украины.
— Для нас очень важна работа нашего Отделения Морского института в Украине, так как украинские офицеры востребованы на судах международных компаний. И благодаря Владимиру Торскому, FNI Почетному секретарю отделения, наша организация все больше популяризируется и расширяется. Владимир Торский решает вопросы не только поставленные Морским институтом Украины, но и в международном плане. Являясь членом Совета Морского института Великобритании от Украины, в который входит 40 представителей разных стран, он доносит то, что делается в Украине, до мирового сообщества. И его голос очень слышен, а его работа высоко оценена. И это пример того, как должна проводиться такая важная работа. Также профессора Торского я знаю как ученого, у которого много научных публикаций и книг для моряков. Мы высоко ценим его деятельность как руководителя нашего Отделения в Украине и как специалиста, занятого подготовкой кадров, а также за его научный вклад для судоходства.
— Полгода, как МИВ выдает Сертификат чартерного капитана. Какое преимущество имеет этот статус, в чем его особенности?
— Подготовка любого капитана начинается с подготовки кадета. У кадета должна быть цель – стать капитаном. Но есть еще одно дополнительное звание, которое не требуется Конвенцией ПДНВ. Но тем не менее, является на сегодня общепризнанным в мире. Сертификат чартерного капитана дает дополнительные возможности. Официально эта схема была утверждена в ноябре 2016-го в штаб-квартире «HonourableCompanyofMasterMariners» (HCMM), на борту HQS «Wellington». А история этого вопроса выглядит так: весной 2015-го к Институту обратилась организация «HonourableCompanyofMasterMariners» с просьбой помочь в установлении charterстатуса для морских капитанов. Право на использование charter схемы она получила два года назад после утверждения пересмотренной схемы RoyalCharter, и с тех пор провела обсуждения с целым рядом организаций морской отрасли Великобритании: «TrinityHouse», IMAREST, IFSMA, MCA, судоходными компаниями и др. HCMM сформировала рабочую группу по подготовке проекта по данной проблеме и участия в нем различных заинтересованных предприятий и организаций.
Существует мнение, что квалификация MasterMariner не есть окончательная их цель, а основа для более высоких достижений; с этой стартовой площадки они могут достичь персонального высокого положения, и действуя таким образом, заслужить большего уважения и повысить общественное признание звания морского капитана.
В последние 50 лет многие береговые профессии применяют свои собственные стандарты, специфически направленные на поощрение повышенных способностей, высшей индивидуальной компетенции, знания специальности и практического развития.
Таким образом сhartership концепция сейчас широко используется как достижение превосходства в отношении инженеров, архитекторов и многих других профессий. Применительно к морским капитанам, ее имплементация может служить для процесса выбора лучших специалистов, способных решать самые сложные задачи. Естественным следствием имплементации статуса ChartedMasterMariner будет доведение до сознания нынешнего и будущих поколений моряков важности доказывать свое превосходство, незаурядные способности и высшую квалификацию, т. е. пользоваться системой постоянного профессионального развития (ContinuingProfessionalDevelopment, CPD).
В настоящее время разработаны модели организационного процесса и порядка присвоения статуса CharterMasterMariner, в которых главную роль играют HCMM и NI.
— Сертификат ледового штурмана. Почему такое внимание придает этому МИВ? В чем интерес Украины? Мы ведь не члены Арктического клуба, и пока даже своего торгового флота не имеем.
— NauticalInstitute с самого начала тесно сотрудничал с международной морской организацией при подготовке Полярного кодекса, стандартов сертификации для офицеров, несущих вахту на мостике, специальных навыков, знаний и компетентности, необходимых для безопасной эксплуатации судов в ледовых условиях. Институт подготовил базовую академическую программу для подготовки штурманов. И одним из первых в Украине сертификат МИВ получил капитан Константин Благодаренко, AFNI, что дает ему право плавания в арктических условиях Им были пройдены все необходимые и требуемые процедуры сбора/верификацииподтверждения своего ледового опыта работы во льдах, на основании которого ему был выдан сертификат «IceNavigatorCertificate – Level 2».
В процессе обучения моряки должны быть осведомлены относительно физических свойств льда, мощности и маневренности судна при плавании во льдах, различных подходов, применяемых в процессе планирования прохода, и человеческого фактора, связанного с холодной погодой. Даже возможность присутствия льда во время прохода может стать причиной задержки, изменения маршрута или, если не приняты соответствующие меры, повреждения судна.
Такой сертификат с 1 июля 2017-го возможно получить в Морском институте Великобритании. Эта возможность существует как для опытных в ледовом отношении навигаторов, так и для начинающих. В условиях постоянно повышающегося интереса к приполярным районам, такие сертификаты могут пригодиться практически любому штурману или капитану. Более подробно об этом можно прочитать на сайте www.nautinst.org или написав запрос непосредственно менеджеру этого направления.
— Какие важные инициативы МИВ будут предприняты для улучшения подготовки моряков и офицеров флота? Какие преимущества членства в Институте для моряков и кадетов, Вы могли бы назвать?
— МИВ – международная организация, которая объединяет 7 тысяч членов из 120 стран мира, имеет более 50 отделений по всему миру. МИВ предлагает много инициатив разного рода, касательно профессионального роста моряков, что особенно важно для молодых кадетов. И я бы рекомендовал молодым людям, которые хотят связать жизнь с морем, руководителям морских структур воспользоваться нашими возможностями. Мы имеем множество программ, начиная с дистанционного образования и заканчивая проведением различных семинаров, на которые приглашаем ведущих специалистов. Мы собираем лучших судоводителей мира и докладчиков, которым есть, что сказать. Конечно, членство в МИВ предусматривает уплату членских взносов. Но мы стараемся координировать этот вопрос. Например, для украинских моряков и кадетов эта ставка была согласована в качестве 50% скидки для плавсостава и береговых работников.
— Институт тесно работает с ИМО. В чем заключается эта работа?
— Мы даем свои предложения по вопросам, связанных с подготовкой судоводителей, тесно сотрудничаем с Институтом инженеров Великобритании IMarEST, который решает вопросы, связанные с подготовкой механиков. Наше сотрудничество происходит и в Одессе на базе Национального университета Одесской морской академии, где работают два отделения. Благодаря их совместной деятельности, удается сформулировать предложения, чтобы готовить лучших моряков на судах мирового флота. Несколько дней назад в Одесской морской академии отметили 20-летие отделения IMarEST в Одессе. И Отделение Морского института тоже отмечено за плодотворное сотрудничество.
— Расскажите о Вашем пути от моряка, простого члена Института, до президента МИВ?
— О существовании и возможностях NauticalInstitute я узнал, когда познакомился с его Секретарем Филиппом Вэйком. Я увидел отдачу от членства в Организации, возможность получения актуальной информации, участия в конференциях и семинарах, встречах с коллегами по всему миру, возможность профессионального роста. И это действительно сыграло роль в моей карьере. Тогда я не мог предположить, что я буду президентом МИВ. Я благодарен судьбе и людям, которые приняли меня в Институт и дали возможность развиваться. Та работа, которую я проводил в различных структурах, позволила мне занять высокий пост и общаться с представителями разных стран мира.
— Что пожелаете украинским морякам?
— Украина – важная часть мировой поставки кадров для всемирной морской индустрии. По мнению специалистов, которые имеют дело с украинскими моряками, они лучшие из лучших. У вас есть прекрасная база подготовки молодых кадров – Национальный университет Одесская морская академия. Это говорит о высоком признании морского сообщества Украины и его месте в мировом флоте. И я могу только пожелать продолжать с честью нести эти завоеванные трудом и временем опыт и репутацию.
Гостя расспрашивали Инна Ищук, Анатолий Венгрук,
«МОРЯК УКРАИНЫ», № 19 от 16.05.2018-го