Тот факт, что человеку тесно на нашей голубой планете, стало ясно еще со времен Дедала и Икара. Это дало толчок Великим географическим открытиям, полетам в небо и привело к открытию Космической эры.
Но с особой наглядностью эта категория ограничения и стесненности условий обитания, единства зон труда и отдыха, социальной депривации и других особенностей жизнедеятельности проявилась в древней как мир, берущей начало от славно известного Ноя, профессии моряка.
И хотя морской торговый флот претерпел ряд изменений и уже не похож на своих прародителей – галеры и парусные клиперы, проблема безопасности в современном судоходстве остается не менее актуальной.
Транспортная безопасность – комплексная система управления деятельностью транспортного комплекса, направленная на минимизацию рисков, предотвращение и оперативную ликвидацию аварийных ситуаций, потенциальных внешних и внутренних угроз для жизнедеятельности людей, сохранности перевозимых грузов, транспортных средств и объектов, защиты окружающей среды. Она обеспечивается международными и государственными законодательно-правовыми актами, уровнем специальной подготовки персонала и формированием соответствующих компетенций, профессиональной и общей культурой работников транспорта и населения в целом.
Анализ функционирования системы транспортной безопасности и реализации в практику работы флота и портов накопленных знаний, умений, навыков, профессиональной компетентности субъектов управления транспортным комплексом в нашей стране, в том числе на водном транспорте, свидетельствует о ее существенных недостатках и необходимости совершенствования. В этом процессе важная роль принадлежит морским вузам, системе последипломного образования, научно-исследовательским организациям, источникам оперативной и стратегической информации.
Отдавая безусловное предпочтение комплексному подходу к решению проблем транспортной безопасности, следует, по нашему мнению и глубокому убеждению, выделить три аспекта, имеющих главенствующее значение:
— взаимосвязь, взаимовлияние и взаимодействие субъекта и объекта безопасности;
— комплексирование участников в процессе формирования, обеспечения дееспособности системы в штатных и чрезвычайных ситуациях;
— культивирование, сочетание индивидуальных и коллективных форм имплементации профессиональной культуры в понимании и внедрении системы транспортной безопасности во все звенья и элементы морского транспортного комплекса.
В этой связи хотелось бы особо отметить и подчеркнуть ту огромную объединяющую и «культуртрегерскую» роль, которую вот уже 15 лет выполняет и с честью несет Международный морской журнал «Морское обозрение». Безопасность мореплавания, здоровье и благополучие моряков, экологические проблемы безопасности и охраны вод Мирового океана, законодательно-правовые основы и документальное сопровождение процесса трансформации системы безопасности на основе новых научных разработок, передового международного опыта и хорошей морской практики – все эти и многие другие аспекты находят достойное отражение на страницах журнала. В этом плане хотелось бы отметить опыт многолетнего сотрудничества Морского института Украины, Редакции журнала, администрации и кафедр Одесской национальной морской академии с коллективом Украинского НИИ медицины транспорта по различным актуальным проблемам безопасности жизнедеятельности, гигиены, физиологии и психологии труда моряков. Это и проблемы оптимизации микроклимата, других условий обитаемости судов, перевозки опасных грузов, морской фумигации, психофизиологического отбора, сопровождения и медико-психологической реабилитации плавсостава в жестких условиях мирового рынка морского труда, стратегии и тактики выживания человека в море с учетом риска аварий, пиратских атак и других чрезвычайных ситуаций, формирования у будущих и работающих моряков стрессоустойчивости, других профессионально важных качеств, борьбы с кумулирующим утомлением в плавании и др.
Реализация этих проектов и проблем осуществляется сотрудничающими организациями и участниками при содействии редколлегии журнала «Морское обозрение». Тем более, что его всегда содержательные, полные новой не только полезной, но и просто необходимой информации, проникнутые истинно одесским чувством юмора выпуски, с нетерпением ожидаются широким кругом благодарных читателей и почитателей.
Хочется от души пожелать энтузиастам-организаторам и редколлегии журнала новых творческих успехов и широкой аудитории, а самому изданию «семь футов под килем».
Д.м.н., проф., засл. деят. наки и техники Украины, первый зам. директора УкрНИИМТ, Л.М. Шафран