обязанности палубного офицера по безопасности судна
Введение
Международный Кодекс по управлению безопасностью — МКУБ требует создания и применения на судне и в Компании Системы управления безопасностью (СУБ).
Одной из самых важных составляющих этой системы, обеспечивающих ее эффективное действие, является персонал Компании и судна. Экипаж судна комплектуется на основании требований МК СОЛАС 74(Пр. V/14), МК ПДНВ и Резолюции ИМО А.890(21) — «Принципы определения безопасного состава экипажа».
Основными задачами судового экипажа является обеспечение безопасной эксплуатации судна, безопасности труда судового персонала, защиты от выявленных рисков и постоянной готовности к действиям в аварийных ситуациях в течение всего процесса грузоперевозок. Эти задачи решаются на основе судовой системы управления безопасностью, являющейся составной частью системы управления безопасностью компании. Судовая система управления безопасностью охватывает все сферы производственной деятельности судна.
Основой для поддержания безопасности мореплавания и защиты окружающей среды являются стандарты компетенции и профессионализм экипажей судов.
К функциям палубных офицеров (Deck officer) относятся:
Судовождение; Обработка и размещение грузов; Управление операциями судна и забота о людях на судне; Радиосвязь.
МКУБ указывает, что «3.2 Компания должна определить ответственность, полномочия и взаимоотношения всего персонала, осуществляющего управление, выполнение и проверку работы, касающейся безопасности и предотвращения загрязнения и оказывающей на них влияние, и оформить это в виде документов.
А также в разделе 6: «Ресурсы и Персонал. 6.3 Компания должна установить процедуры, обеспечивающие должное ознакомление нового персонала и лиц, переведенных на новые должности, связанные с безопасностью и защитой окружающей среды, с возложенными на них обязанностями. Должны быть определены, оформлены в виде документов и предоставлены экипажу до выхода в рейс важнейшие инструкции, которые необходимо соблюдать».
Судоходные компании в «Руководстве управлением безопасностью» в разделе «Описание обязанностей» («Job description») назначают на судне офицеров, ответственных за выполнение требований судовой системы управления безопасностью (СУБ — SMS). Там же указывается, что капитан несет ответственность за организацию службы на судне, в том числе и распределение обязанностей, полномочий и ответственности членов экипажа.
К судовым процедурам относятся обеспечение грузовых операций, планирование и контроль по эксплуатации оборудования и средств противопожарной безопасности и спасательных средств, выполнение требований техники безопасности (ТБ) и охраны труда (ОТ).
Все основные судовые конструкции и технические средства распределяются в заведование определенным членам судового экипажа.
Распределение обязанностей между помощниками капитана указывается в основном Руководстве по управлению безопасностью Компании, а также в Руководстве по управлению безопасностью судна.
В общепринятой практике ответственным лицом за выполнение требований СУБ — Офицером по безопасности (Safety officer) назначается старший помощник капитана, но он передает часть своих обязанностей по обслуживанию (maintance) 2-му или 3-му помощнику, по указанию капитана.
Необходимо учесть, что в понятие «safety» также входит обеспечение техники безопасности и охраны труда. Как правило, это возлагается на старшего помощника капитана.
Настоящее пособие описывает основные действия для выполнения обязанностей офицера по безопасности на судне (Safety Officer). Сюда входит учет и контроль Safety Equipment, планирование проверок и судовых учений. Safety officer обязан вести собственный учет всего аварийно-спасательного оборудования и имущества, планирование и учет всех проверок и профилактических операций, тренировок и учений.
Сайт поддерживает Interlegal