В нынешнем году 13 июля — особенно памятная дата, для тех кто знал Виталия Константиновича Голубева, работал, дружил или общался с ним. В этот день 10 лет назад после тяжелой болезни ушел из жизни этот замечательный, незаурядный человек
Морская общественность Украины потеряла крупного ученого, талантливого педагога, организатора в сфере подготовки и повышения квалификации командных кадров плавсостава, научных разработок по повышению эффективности и безопасности эксплуатации транспортных судов.
Виталию Константиновичу было 72 года и большую часть своей жизни он посвятил служению морю, профессии морского специалиста, которой гордился и старался своей многогранной деятельностью поддерживать на высоком престижном уровне. Голубев Виталий Константинович родился 11 февраля 1937 года в крестьянской семье в Новгородской области. Детство его было нелегким: на фронте погиб отец, мать Анастасия Архиповна была вынуждена воспитывать детей одна. Однако это не помешало ей привить детям трудолюбие, организованность, отзывчивость, целеустремленность и любовь к людям. После окончания семилетней школы он поступил в горно-химический техникум города Киров Мурманской области.
Закончил техникум в 1956 году, работал маркшейдером на шахтах в Соликамске, Эстонии, в геолого-разведывательной экспедиции на Хибинах. По его собственному определению «маркшейдер- это подземный судоводитель, который прокладывает пути выработок. Наземная аналогичная профессия называется топограф». Затем была служба в Советской армии. Молодого горняка направили в Алтайский край, где после обучения он стал специалистом по радиооборудованию самолетов, ремонтировал истребители и бомбардировщики.
Далее начинается его дорога к морю. После демобилизации он намеревался поступить в Московский физико-технический институт, но затем изменил свой выбор: его привлекла заманчивая, романтичная профессия моряка. В 1959 году Виталий Константинович поступил в Одесское высшее инженерное морское училище на электромеханический факультет. С этого времени у него начинается учебная, трудовая и научная деятельность в системе морского флота и образования. В 1965 году, получив диплом с отличием по специальности «Электрооборудование судов», он направляется на работу в Новороссийское морское пароходство. Там он плавал электромехаником на самых больших по тому времени судах- танкерах. Быстро, в течение года, он стал старшим электромехаником и проработал на судах этого типа более четырех лет. Позже он так говорил об этом периоде своей жизни: «Мое любимое судно- это танкер «Галилео Галилей. На этом судне я вырос, также занесен в судовую «Книгу памяти». Руководил экипажем известный капитан Мостепаненко, замечательный человек. Его сын, кстати, также стал моряком, окончил нашу мореходку». Молодой специалист был ударником труда, автором многих рационализаторских предложений в области судовой электроэнергетики и автоматики. Летом 1969 года В.К. Голубев был направлен на повышение квалификации в Одессу и здесь его прежние преподаватели уговорили перейти трудиться в ОВИМУ, где нужны были хорошо подготовленные специалисты с опытом работы на судах. Так он стал заместителем декана судомеханического факультета. С этого времени он работает в должности секретаря парткома училища, заместителя начальника училища по учебной работе, первого проректора Одесской национальной морской академии. В.К. Голубев ведет активную научно-педагогиченскую деятельность. В 1977 году ему присваивается ученая степень кандидата технических наук, в 1980 году -звание доцента, в 1989 году- профессора. В дальнейшем Виталий Константинович избирается членом-корреспондентом Транспортной академии наук, участвует в заседаниях подкомитетов и сессии ИМО в Лондоне (1995-2009 гг.).
В 1998 году он создает и возглавляет Агентство по контролю за подготовкой и дипломированием моряков Министерства транспорта Украины. Благодаря его усилиям была создана ныне существующая система подготовки и дипломирования моряков, которая признана во всем мире, в том числе ИМО. За время работы первым проректором академии им внесен значительный вклад в организацию учебного процесса и его совершенствование, под руководством Виталия Константиновича были разработаны и внедрены отраслевые стандарты подготовки специалистов по направлению «Судовождение и энергетика судов».
Виталий Константинович — автор более 100 публикаций, пяти авторских свидетельств на изобретения, учебника, справочника, книг «Из прошлого в настоящее» и «Размышления». За трудовые заслуги ему присвоены звания- «Почетный работник транспорта Украины», Заслуженный работник народного образования Украины», он был награжден Почетной грамотой Кабинета Министров Украины, медалью Международной кадровой академии «За заслуги в образовании».
Почетному секретарю МИУ Торскому В.Г. посчастливилось много общаться с Виталием Константиновичем, когда он в течении 10 лет исполнял обязанности Ученого секретаря научно-методической комиссии «Судовождение и энергетика судов» Министерства образования и науки Украины, а В.К.Голубев был ее Председателем. Он вспоминает, что Виталий Константинович обладал высокоразвитым чувством предвидения и развития событий и ситуации, опережая время на много лет вперед. «Я не раз ловил себя на мысли, что то, что мы обсуждали в качестве приоритетного развития, оказывалось через несколько лет в центре внимания отечественных и зарубежных специалистов, а иногда становилось предметом обсуждения на уровне различных международных организаций».
Виталию Константиновичу было 72 года и большую часть своей жизни он посвятил служению морю, профессии морского специалиста, которой гордился и старался своей многогранной деятельностью поддерживать на высоком престижном уровне. Голубев Виталий Константинович родился 11 февраля 1937 года в крестьянской семье в Новгородской области. Детство его было нелегким: на фронте погиб отец, мать Анастасия Архиповна была вынуждена воспитывать детей одна. Однако это не помешало ей привить детям трудолюбие, организованность, отзывчивость, целеустремленность и любовь к людям. После окончания семилетней школы он поступил в горно-химический техникум города Киров Мурманской области.
Закончил техникум в 1956 году, работал маркшейдером на шахтах в Соликамске, Эстонии, в геолого-разведывательной экспедиции на Хибинах. По его собственному определению «маркшейдер- это подземный судоводитель, который прокладывает пути выработок. Наземная аналогичная профессия называется топограф». Затем была служба в Советской армии. Молодого горняка направили в Алтайский край, где после обучения он стал специалистом по радиооборудованию самолетов, ремонтировал истребители и бомбардировщики.
Далее начинается его дорога к морю. После демобилизации он намеревался поступить в Московский физико-технический институт, но затем изменил свой выбор: его привлекла заманчивая, романтичная профессия моряка. В 1959 году Виталий Константинович поступил в Одесское высшее инженерное морское училище на электромеханический факультет. С этого времени у него начинается учебная, трудовая и научная деятельность в системе морского флота и образования. В 1965 году, получив диплом с отличием по специальности «Электрооборудование судов», он направляется на работу в Новороссийское морское пароходство. Там он плавал электромехаником на самых больших по тому времени судах- танкерах. Быстро, в течение года, он стал старшим электромехаником и проработал на судах этого типа более четырех лет. Позже он так говорил об этом периоде своей жизни: «Мое любимое судно- это танкер «Галилео Галилей. На этом судне я вырос, также занесен в судовую «Книгу памяти». Руководил экипажем известный капитан Мостепаненко, замечательный человек. Его сын, кстати, также стал моряком, окончил нашу мореходку». Молодой специалист был ударником труда, автором многих рационализаторских предложений в области судовой электроэнергетики и автоматики. Летом 1969 года В.К. Голубев был направлен на повышение квалификации в Одессу и здесь его прежние преподаватели уговорили перейти трудиться в ОВИМУ, где нужны были хорошо подготовленные специалисты с опытом работы на судах. Так он стал заместителем декана судомеханического факультета. С этого времени он работает в должности секретаря парткома училища, заместителя начальника училища по учебной работе, первого проректора Одесской национальной морской академии. В.К. Голубев ведет активную научно-педагогиченскую деятельность. В 1977 году ему присваивается ученая степень кандидата технических наук, в 1980 году -звание доцента, в 1989 году- профессора. В дальнейшем Виталий Константинович избирается членом-корреспондентом Транспортной академии наук, участвует в заседаниях подкомитетов и сессии ИМО в Лондоне (1995-2009 гг.).
В 1998 году он создает и возглавляет Агентство по контролю за подготовкой и дипломированием моряков Министерства транспорта Украины. Благодаря его усилиям была создана ныне существующая система подготовки и дипломирования моряков, которая признана во всем мире, в том числе ИМО. За время работы первым проректором академии им внесен значительный вклад в организацию учебного процесса и его совершенствование, под руководством Виталия Константиновича были разработаны и внедрены отраслевые стандарты подготовки специалистов по направлению «Судовождение и энергетика судов».
Виталий Константинович — автор более 100 публикаций, пяти авторских свидетельств на изобретения, учебника, справочника, книг «Из прошлого в настоящее» и «Размышления». За трудовые заслуги ему присвоены звания- «Почетный работник транспорта Украины», Заслуженный работник народного образования Украины», он был награжден Почетной грамотой Кабинета Министров Украины, медалью Международной кадровой академии «За заслуги в образовании».
Почетному секретарю МИУ Торскому В.Г. посчастливилось много общаться с Виталием Константиновичем, когда он в течении 10 лет исполнял обязанности Ученого секретаря научно-методической комиссии «Судовождение и энергетика судов» Министерства образования и науки Украины, а В.К.Голубев был ее Председателем. Он вспоминает, что Виталий Константинович обладал высокоразвитым чувством предвидения и развития событий и ситуации, опережая время на много лет вперед. «Я не раз ловил себя на мысли, что то, что мы обсуждали в качестве приоритетного развития, оказывалось через несколько лет в центре внимания отечественных и зарубежных специалистов, а иногда становилось предметом обсуждения на уровне различных международных организаций».
Всегда выдержанный, с добрыми улыбающимися глазами он притягивал к себе людей и люди шли к нему со своими производственными, а иногда и с личными проблемами. Он одинаково внимательно выслушивал и курсанта и преподавателя, и всегда находил решение того вопроса с которым к нему приходили.
Думается, что тот огромный вклад, который внес Виталий Константинович в дело становления и развития национальной системы полготовки и дипломирования моряков, развития родного Национального Университета Одесской Морской Академии, и многих других вопросов до конца еще нами не осознан и по прошествии лет мы все больше и больше будем это ценить. Кроме того, Виталий Константинович стоял у истоков создания и развития Морского института Украины (отделения NI в Украине), кафедры «Безопасность и охрана на море» и словом и делом оказывал нам в этих вопросах поддержку.
Ученый, педагог-воспитатель, писатель В.К. Голубев остался в памяти и в сердцах десятков тысяч курсантов, моряков и преподавателей. Дело, которому он посвятил свою жизнь, продолжается его коллегами и соратниками в том числе его сыном Максимом, который достойно продолжает династию моряков Голубевых!
Виталий Константинович прошел большой и славный жизненный путь. Мы будем помнить о Вас Виталий Константинович и следовать Вашим курсом!
Комитет МИУ,
Редакция журнала «МО»