Морскому институту Укрианы (МИУ) в этом году исполняется 15 лет.
Мои собеседники — Артур Ницевич, MNI Председатель Морского института Украины (МИУ), партнер Международной юридической службы Interlegal, адвокат, член АПУ (Ассоциации юристов Украины), Ассоциации морских арбитров Лондона (LMAA), член Сингапурской палаты морского арбитража (SCMA) и Владимир Торский, FNI бессменный Почетный секретарь МИУ, профессор Одесской национальной морской академии, академик ТАУ и МАНЭБ, Генеральный секретарь украинской Ассоциации по защите моря от загрязнений (УКРМЕПА), член национальногосоюза журналистов Украины (НСЖУ).
Владимир Торский и Артур Ницевич члены Ассоциации морских журналистов Украины (АМЖУ).
Наша встреча, приуроченная к 15-ти летию МИУ, прошла в Одессе по адресу: Дидрихсона, 8, где на базе национального университета – “Одесская морская академия” располагается штаб-квартира МИУ.
Наша встреча, приуроченная к 15-ти летию МИУ, прошла в Одессе по адресу: Дидрихсона, 8, где на базе национального университета – “Одесская морская академия” располагается штаб-квартира МИУ.
Не скрою, с большим интересом слежу за деятельностью Морского института Украины и Морского института Великобритании (Nautical Institute – NI). Очень впечатляет. Пятнадцать лет – это три пятилетки! Пройден большой путь. Какие вехи вы могли бы отметить?
— В.Т. Отлично помню далекий 2000 год, когда нам удалось создать 39-е отделение Морского института Великобритании – Морской институт Украины. Это было первое отделение Морского института Великобритании в странах СНГ, Восточной Европы и Прибалтики. Одним из первых и важнейших проектов, который успешно развивается до сих пор и, надеюсь, продолжится и в будущем – это издание Международного морского журнала «Морское обозрение» («Sea Review»). Просветительская и информационная деятельность в области мореплавания и морской индустрии вообще – это, пожалуй, одно из основных направлений в деятельности Морского института.
На церемонии открытия Морского института Украины присутствовал Президент Морского института Великобритании, капитан Мартин Скотт., FNI. Это стало признанием Украины как морской державы. В число специалистов — профессионалов морской отрасли, которые вступили в члены Морского института Украины, а их было более 50 человек, вошли капитаны судов, сюрвейеры,преподаватели, представители морской администрации крюинговых агентств и судоходных компаний. Уже за первый год своего существования Морской институт Украины организовал несколько научно-практических мероприятий – семинаров и круглых столов, где обсуждались актуальные проблемы, стоящие перед морской отраслью Украины, и обсуждались а иногда и находились пути их решения.
На церемонии открытия Морского института Украины присутствовал Президент Морского института Великобритании, капитан Мартин Скотт., FNI. Это стало признанием Украины как морской державы. В число специалистов — профессионалов морской отрасли, которые вступили в члены Морского института Украины, а их было более 50 человек, вошли капитаны судов, сюрвейеры,преподаватели, представители морской администрации крюинговых агентств и судоходных компаний. Уже за первый год своего существования Морской институт Украины организовал несколько научно-практических мероприятий – семинаров и круглых столов, где обсуждались актуальные проблемы, стоящие перед морской отраслью Украины, и обсуждались а иногда и находились пути их решения.
В 2001 году по приглашению украинской стороны, впервые за всю историю существования МИВ, эксперты Института, провели за пределами Великобритании аккредитацию системы подготовки судоводителей в ОНМА и соответствии их членства в Организации, о чем выдали Академии соответствующий Сертификат. Кроме того, МИВ одобрил подготовку курсантов в ОНМА по спецкурсу «Администрирование безопасности в судоходстве», который проводила кафедра «Безопасность и охрана на море» академии. В 2002 г. Отделение открыло свой сайт, по адресу: www.nautinst.com.ua, который за прошедший период посетило более 60 000 человек. В этом же году был принят «Кодекс этики» членов МИУ.
Объединяя около 7000 человек, как членов экипажей судов, так и работников береговых служб, а также студентов и курсантов морских специальностей, Морской институт Великобритании способствует развитию общения между ними, что позитивно сказывается на их профессионализме и участии в жизни морской общественности мирового сообщества. Успешная деятельность в первые пять лет привлекла внимание не только специалистов морской отрасли, но была заметна также на уровне международного общения , о чем свидетельствовало поздравление со столь скромным юбилеем, полученное от имени Ее Величества Королевы Великобритании, Генерального секретаря ИМО, ведущих членов МАКО (Бюро Веритас, Германишер Ллойд ,РС и т.д) и др. лиц, отметивших достижения Морского института Украины. 28.10.2005 чтобы лично поздравить с пятилетним юбилеем филиал Морского института Великобритании специально приехал в Одессу капитан Джулиан Паркер, FNI Почетный секретарь Морского института Великобритании, член Гринвичского клуба, кавалер ордена Британской империи.
МИУ принимал участие в создании Гражданской морской комиссии (2005 г.), Украинской ассоциации по защите моря от загрязнения (УКРМЕПА) в 2006 году, Ассоциации морского права Украины (2008 г.) и др. В 2009 году Морской институт Украины был принят в элитный форум морских институтов и университетов мира — ІМІ (The International Maritime Institutes) — Международные морские институты.
К своему десятилетнему юбилею Морской институт Украины подошел еще более окрепшим. Журнал «Морское обозрение» приобрел международное признание, так как читается не только в ближнем, но и дальнем зарубежье. Он увеличился в объеме с 16 до 40 страниц, были введены новые рубрики. Журнал «МО» по итогам 2013 года, стал победителем 7-го национального морского рейтинга Украины, в номинации — «Морская тема». А в 2015 году, стал лауреатом XVI Украинского общенационального конкурса, в номинации «Поиск, истина, наука» за профессиональное, научно-обоснованное освещение широкого спектра проблем морского транспорта в Украине и мире».
МИУ и его печатный орган журнал «МО» стал информационным спонсором многих крупных международных морских выставок, проводимых на территории Украины,и за рубежом таких как » Бот Шоу», Выставка по судостроению и развитию портов «Судоходство» (Одесса), Международного Черноморского транспортного форума, «Интертранспорт», «Практика морского бизнеса» и «Морские дни в Одессе», «Субстандартное судоходство — проблемы и пути их решения через сотрудничество (СпБ)», «Transnav» (Гдыня), Конференция по морскому праву в ОНМА и других.
МИУ и МО удостоен дипломов и медалей в престижных проектах «Морехозяйственный комплекс», «Украина транспортная», «Транспортный комплекс Украины», «Украина — европейская морская держава», «Национальные лидеры Украины» и др.
С 10-летним юбилеем МИУ поздравила Принцесса Анна, многие международные и национальные организации и ассоциации. В созвездии Южный Крест одна из звезд получила имя — «Морской институт Украины», о чем был выдан Международный сертификат, копии которого были переданы Президенту МИВ и ректору ОНМА. Члены Института являются авторами популярных среди плавсостава книг серий «Безопасность и качество»,» Охрана на море», «Библиотека моряка», в которых вышло около 60 книг и которые используются, как в учебном процессе в морских учебных заведениях стран СНГ и ближнего зарубежья, так и в практической деятельности экипажей судов и судоходных компаний.
— А.Н. Я стал членом МИУ в 2008 году. Вскоре был избран в состав комитета МИУ, а в 2011 году удостоился высокой чести быть избранным Председателем МИУ. За это время мной лично и Международной юридической службой Interlegal был внесен существенный вклад в деятельность МИУ. Мы участвуем практически во всех мероприятиях МИУ, а МИУ участвует в наших мероприятиях. Авторы Interlegal систематически публикуются в Морском обозрении.
В работе и подготовке каких мероприятий участвовали члены Морского института Украины?
— В. Т. Среди таких мероприятий следует отметить конференции и круглые столы на тему :
— «МКУБ: мнение «ЗА» и «ПРОТИВ»;
— «Кодекс ОСПС. Требования, обучение и сертификация»;
— «Проблемы подготовки и квалификации морских лоцманов и лоцманов-операторов СУДС»;
— «Морское образование: Вчера, сегодня, завтра»;
— «Особенности подготовки судовых офицеров для работы на судах под иностранным флагом и в многонациональных экипажах»;
— «Морской журнал в ХХІ веке»
— Ежегодная конференция Maritime Days in Odessa
— «Конвенция МОТ о труде, 2006 г. — мнение заинтересованых сторон» и др.
Уже несколько лет МИУ учавствует в проведении ежегодных международных конференций проводимых Interlegal «Практика морского бизнеса: делимся опытом», переросших в морские дни в Одессе, а на базе РУ РС в Украине проводит «круглые столы» по актуальным вопросам безопасности и охраны на море, защиты окружающей среды.
А.Н. Мы уделяем много внимания подготовке и проведению весьма серьезных и важных мероприятий научно-практического характера. Со своей стороны не могу не отметить конференцию, посвященную Конвенции МОТ о труде в морском судоходстве 2006 года (MLC), в работе которой, кстати, приняли участие также сотрудники Interlegal. Старший юрист Александр Чеботаренко выступил с развернутым докладом, а мы с партнером Interlegal Николаем Мельниковым и консультантом Вячеславом Лебедевым участвовали в живых дискуссиях по докладам, которые представили делегаты этой конференции. Не могу обойти вниманием, например, чрезвычайно актуальную проблему, в решение которой МИУ и Interlegal внесли свой вклад. Так, в 2011 году при нашей поддержке был организован и проведен углубленный курс обучения по эксплуатационным аспектам управления балластными водами программы «ГлоБалласт». Эта программа была разработана совместно Всемирной организацией по охране окружающей среды (GEF), Программой развития ООН (UNDP), а также ИМО. Программа интегрированного технического сотрудничества ИМО (ITCP) и Глобальный промышленный альянс (GIA) тоже оказали серьезную финансовую поддержку «ГлоБалласт» в создании этого учебного курса. В 2015 году при участии Владимира Георгиевича была подготовлена публикация, посвященная 15-летию МИУ и приуроченная к очередной конференции «Grain Forum & Maritime Days in Odessa 2015», — «Столкновение судов», вышедшая в серии наших публикаций под общей рубрикой «Практика морского бизнеса».
Владимир Георгиевич, как Вы оцениваете вклад г-на Ницевича в работу МИУ?
— В.Т. Значительным успехом в развитии деятельности Морского института Украины было избрание Председателем Артура Ницевича. Его участие существенно усилило работу Института в сфере, которую можно определить как морская юриспруденция и морской бизнес в самом широком смысле. Действительно, трудно переоценить роль и значение права в современном мире, в том числе в сфере морской деятельности. Наше сотрудничество взаимовыгодно. В частности, при участии и под руководством Артура Александровича проходят мероприятия МИУ в новом главном офисе Interlegal в удобном конференц-зале по адресу: ул. Генуэзская, 24 «В» в г. Одессе. Собственно говоря, многие сотрудники Interlegal одновременно являются членами Морского института Украины и Великобритании, так что многие наши мероприятия можно считать совместными. Среди них можно отметить встречу 21 апреля 2015 г. в офисе Interlegal в рамках 3rd International Forum on Seafarers’ Education, Training and Crewing Odessa, 22-23 April 2015 Президента Морского института Великобритании Роберта Мак Каби и управляющего проектами МИВ Дэвида Патрайко с членами комитета Морского института Украины. Кроме того, в Одессе 23 октября 2014 года состоялся интересный круглый стол на тему: «Кампания ITF Black Sea of Shame: что ждет судовладельцев». Организаторами круглого стола выступили Морской институт Украины и Международная юридическая служба (Interlegal). На круглом столе обсуждалось содержание понятия «субстандартное судно», рассматривался порядок контроля состояния судов в портах Черного моря, в частности и особенности, украинских портах, причем особенное внимание было уделено качеству подготовки судовых экипажей.
Что означает лично для вас членство в МИУ? Да и, вообще, кто и как может вступить в эту организацию морской общественности?
— В.Т. Во-первых, это престижно и позволяет обмениваться идеями с элитой морской отрасли на международном уровне. А членом МИУ и МИВ может стать любой желающий кадет или студент морского вуза, а также представители смежных профессий, работающие в cфере морского судоходства.
— А.Н. Действительно, членство в МИУ серьезно расширяет круг общения и поднимает его горизонт. Подписка на журналы “Seaways” и «Морское обозрение», между прочим, бесплатная, позволяет постоянно держаться в курсе последних новостей и тенденций не только в сфере морской индустрии, но и многих глобальных проблем человечества вообще.
Расскажите, пожалуйста, подробнее о «материнской» организации – Морском институте Великобритании.
В.Т. Последний был основан в 1972 году в качестве организации, призванной сохранить и поддерживать высокие профессиональные морские стандарты в быстро изменяющемся мире. Сейчас МИВ объединяет более 7000 человек из 110 стран мира. В том числе и украинское отделение, членами которого являются более 150 человек. Деятельностью Института управляют руководящие органы в лице Президента, который избирается на общем собрании на 2 года (сейчас это капитан Robert McCabe, FNI), вице-президентов и членов Совета — представителей из разных стран.
Все отделения МИВ (их около 50) осуществляют свою деятельность в соответствии со стратегическим планом МИВ, который принимается на 5 лет. В его подготовке принимают участие все члены Института, которые выражают свое мнение и высказывают предложения через специальный «вопросник» — «Presidents questionnaire», распространяемый во все национальные отделения Института.
Как участвует Морской институт в работе международных и национальных организаций и учреждений, в особенности, в разработке, обсуждении и проведении в жизнь правовых норм?
— В.Т. МИВ имеет тесные контакты практически со всеми международными организациями работающими в области морского судоходства, в особенности в сфере обеспечения безопасности мореплавання. При этом, особое место занимают отношения, совместное обсуждение и решение задач, которые формулирует Международная морская организация (ИМО). Морской институт ( NI) имеет статус наблюдателя при ИМО. Члены МИУ в разные периоды принимали активное участие в работе главного офиса МИВ:
— капитан Латыпов В.А., FNI избирался в состав Совета МИВ,
— профессор Торский В.Г., FNI избирался в состав Комитета по членству МИВ и дважды в состав Совета МИВ, в том числе по настоящее время.
— капитан Сагайдак А.И., FNI входит в состав экспертов МИВ по работе с ИМО.
— А.Н. Не менее активно члены Института участвуют в решении актуальных проблем морской индустрии в национальном масштабе. В частности в особенности, это касается Украины. МИУ активно продвигает идеи защиты окружающей среды, повышения уровня безопасности мореплавания, в том числе, посредством улучшения состояния дел в сфере морского образования и подготовки плавсостава, а также защиты прав моряков. Мы рекомендуем Правительству активизировать работу по вступлению в члены таких международных конвенций, как: Конвенция о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими 2004 года и Конвенция о труде в морском судоходстве 2006 года.
А как сказывается на безопасности мореплавания политический кризис в Украине?
— А.Н. Обеспечение безопасности мореплавания в крымских портах сейчас фактически ложится на Российскую Федерацию. А украинские власти, являясь формально соответствующим национальным Правительством, фактически не могут обеспечить надлежащий правопорядок в крымских портах. Обладание этими портами Российской Федерацией обязывает ее обеспечить правопорядок, в том числе в отношении безопасности мореплавания. Тем не менее, правами, предусмотренными в таких документах ИМО, как: Руководство по имплементации Главы XI-2 Конвенции СОЛАС и Кодекса ОСПС (MSC/Circ.1111) и Резолюцией MSC.159 (78) «Временное руководство по мерам контроля и соответствия для усиления безопасности на море», Россия не пользуется. Это несоответствие между правами и обязанностями образовалось в результате международного правонарушения Российской Федерации. Таким образом, по предложению Государственной инспекции Украины по безопасности на морском и речном транспорте (Укрморречинспекция) крымские порты из-за невозможности обеспечения безопасности мореплавания в их акватории были закрыты приказом Мининфраструктуры № 255 от 16.06.2014.
Какими вам видятся перспективы Морского института? Каковы планы на будующее?
В.Т. По традиции мы празднуем наш юбилей в форме проведения Международный научно-практической конференции тема которой -«Безопасность мореплавания и вопросы морского права, в свете новых требований конвенций ИМО и МОТ».
Так совпало, что наш юбилей пришелся на 2015 год, — год в котором ИМО обозначило тему Всемирного дня моря -«Морское образование и подготовка».
Ген. секретарь ИМО г-н Коджи Секимидзу сказал: «Эффективные стандарты обучения остаются фундаментом надежного и безопасного судоходства. Сегодня отрасль нуждается в сохранении качества, практических навыков и компетентности квалифицированных кадров».
Именно вопросам подготовки кадров, расширению их профессионального кругозора МИУ уделял первостепенное внимание в своей деятельности все эти годы.
Поздравляя членов МИУ с юбилеем Организации, желаем всем доброго здоровья, благополучия и больших успехов на службе морской отрасли нашей страны, надеемся на их активное участие во всех начинаниях и мероприятиях, проводимых Морским институтом Украины на пути к продвижению провозглашенной ИМО цели: «Safer shipping, cleaner oceans».
Позади 15 лет, впереди — новая интересная и важная работа. Full speed ahead!
Интервью вел Вячеслав Лебедев