Выступление Почетного секретаря МИУ на открытии УКРМЕПА
В конце прошлого века перед мировым сообществом возник жизненно важный вопрос: Что нужно делать, чтобы не допустить всеобщей катастрофы на Земле? Ученые из разных стран, занимавшиеся исследованием развития мировой системы человеческой цивилизации, пришли к неутешительным выводам: рост населения Земли, сопровождающийся индустриализацией и увеличением потребностей в продуктах питания, а также загрязнением окружающей среды, в ближайшем будущем достигнет предельной величины, за которой начнется резкое уменьшение количества людей на планете и гибель человечества. При этом конкретная причина глобальной катастрофы может быть различной — голод от нехватки продовольствия, смертность от эпидемий, гибель людей в войнах за обладание ресурсами и др. Другими словами, растущее давление цивилизации на биосферу достигло уже границ ее адаптационных возможностей, за которыми начнется необратимая деградация. И если населяющие Землю биологические виды различными способами приспосабливают свою жизнедеятельность к окружающей среде, то люди приспосабливают среду к своим потребностям, подвергая ее неизбежному истощению и разрушению.
В свете изложенного ясно, что одним из центральных направлений становления будущего устойчивого общества должна стать организация в глобальном масштабе хозяйственной деятельности, не разрушающей биосферу, а сохраняющей ее, т.е. экологодопустимой. Живущим на Земле людям необходимо так трансформировать все сферы своей деятельности, чтобы существенно уменьшить давление на окружающую среду. Это очень сложная задача, для решения которой необходима выработка новых подходов, новой модели хозяйствова¬ния, основанной на принципах экологизации. На Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3- 14 июля 1992 г.), в работе которой приняли участие представители 179 стран, была выдвинута концепция устойчивого развития, изложенная в виде 27 принципов в итоговом документе — Декларации. В ней, в частности, указывается, что для выживания и устойчивого развития человечества защита окружающей среды должна стать неотъемлемой составляющей процесса развития. Разумеется, все это относится и к деятельности морского транспорта, обслуживающего 90% международных перевозок товаров. Хотя морской транспорт — один из наименее загрязняющих среду видов транспорта, объемы перевозок по морям нефти и нефтепродуктов постоянно растут и, следовательно, существенно возрастает угроза загрязнения моря с судов.
В этой связи все более важную роль играет нормотворческая деятельность ИМО по реализации принципов устойчивого развития в мировой морской индустрии — путем разработки, утверждения и контроля применения на практике международных соглашений и нормативных документов по безопасности судоходства и защите природной среды от загрязнения. И сейчас работа в этом направлении остается одним из приоритетов ИМО, о чем свидетельствует, в частности, заявление Генсека Организации Э. Митропоулоса в журнале«IМО News». Высказывая свое мнение о том, как судоходство должно реагировать на современные запросы общества, он отмечает, что «The earth and its resources do not belong to us and are not ours to squander without thought for the future. Not before time global society is coming to accept this and, as it does, shipping has to ensure that its activities are sustainable. Sustainability in this context is normally understood to mean that any negative impact an activity may have on the environment must be reduced to the point where it is clearly outweighed by the positive benefits that the activity brings».
Очевидно, что в современных условиях интенсивно развивающегося процесса глобализации бесперебойное международное транспортное обслуживание становится непременным условием нормального функционирования и развития как отдельных национальных хозяйств, так и мировой экономики в целом. Морской транспорт призван внести свой вклад в поддержание новой глобальной экономики, улучшение взаимодействия между промышленно развитыми странами и остальным миром, способствовать экономическому росту развивающихся стран. Вместе с тем, в свете концепции устойчивого развития мирового сообщества морское судоходство должно осуществляться таким образом, чтобы не разрушать окружающую природную среду.
Являясь специализированным учреждением ООН, ИМО не могла оставаться в стороне от принимаемых объединенными нациями жизненно важных для человечества решений. В ноябре 1995 г. на 19-й Ассамблее ИМО была принята резолюция А.832 (19) — «Мероприятия, вытекающие из решений Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию 1992 года». В документе указывается, что Ассамблея поручает комитетам «принять меры для более решительного, чем в прошлом, проведения активной политики, принятой в 90-е годы, с тем, чтобы можно было на самом раннем этапе выявить тенденции, которые могут иметь отрицательные последствия для безопасности судов и находящихся на них людей и/или для окружающей среды и принять меры по избежанию или смягчению этих последствий и далее сосредоточить внимание на разработке «культуры безопасности» и экологической грамотности во всех видах деятельности, осуществляемой Организацией».
В перспективных планах ИМО указывается на продолжение работы по реализации положений документов ООН в отношении устойчивого развития мирового сообщества. Так, на 21 -й Ассамблее ИМО (ноябрь 1999 г.) в результате рассмотрения пункта 12 повестки дня- «ИМО и техническое сотрудничество на период до 2010 года» было указано, что «ключевой целью программы ИМО в области технического сотрудничества на период до 2010 года является создание морского потенциала как основного фактора, способствующего обеспечению безопасности судоходства и чистоты океанов». Также подтверждается, что «…работа ИМО по разработке глобальных морских стандартов и обеспечению технического сотрудничества для их эффективного осуществления и обеспечения выполнения может внести и уже вносит вклад в устойчивое развитие…»
Перечислять все принятые ИМО и внедренные в практику судоходства международные соглашения и кодексы, посвященные защите вод Мирового океана от загрязнений, нет необходимости: они хорошо известны всем, кто связан с транспортировкой грузов по морским путям. 27 сентября 2007 года отмечалась 30-я годовщина празднования Всемирного дня моря (World Maritime Day), ежегодного события, когда ИМО обращает внимание мировой общественности на роль и значение морской отрасли для глобальной экономики. Символично, что юбилейный День моря прошел под девизом: «IMO’s responce to current environmental challenges». В своем послании международному морскому сообществу Э. Митропоулос отмечал: «there is today, quite rightly, a growing concern for our environment and genuine fear that, if we do not change our ways right now, the damage we will inflect on our planet will render it in capable of sustaining — for future generations — the economy we have grown accustomed to over the better part of the past two centuries». Указав на многие акции ИМО по снижению негативного влияния морского транспорта на природную среду, он вместе с тем отметил, что некоторые принятые ИМО международные инструменты долгое время не входят в силу из-за недостаточно активного присоединения к ним государств — членов Организации. Так, Конвенция по управлению балластными водами судов, принятая в 2004 году, еще не вошла в действие, Международная конвенция по контролю за вредными противообрастающими системами на судах 2001 г. входит в силу только в сентябре 2008 года.
О том, какое положительное воздействие оказывают усилия ИМО на сохранение в чистоте вод Мирового океана говорят такие факты. Поданным статистики в период 1985- 2006 гг. объемы морской торговли, т.е. перевозок товаров морским путем, увеличились на 135%. Нефти нефтепродукты составляют значительную, если не преимущественную часть транспортируемой морем продукции, и объемы их перевозок пропорционально возросли за эти десять лет. В то же время количество нефти, попавшей в море с танкеров, снизилось на 85%, и такая тенденция приобрела сейчас устойчивый характер. И это несмотря на редкие случаи аварийных загрязнений, когда с поврежденных судов в море вытекает большое количество груза — нефти.
Несомненно, что многогранная и плодотворная работа ИМО по продвижению идей и принципов устойчивого развития в одной из крупнейших и важнейших отраслей мировой экономики долж¬на получать постоянную поддержку со стороны морских администраций, предприятий, учреждений и организаций стран, осуществляющих транспортные операции на море.
Вместе с тем, очевидно, что применение на практике всех природоохранных документов зависит от сознательного, добросовестного отношения людей, работающих на судах и предприятиях морского транспорта. Поэтому важным условием обеспечения эффективности усилий ИМО в деле защиты Мирового океана от загрязнений при эксплуатации судов следует считать подготовку руководителей и сотрудников компании, морских организаций, судового персонала в духе сознательного применения действующих требований и правил, постоянной заботы об улучшении безопасности и экологической «чистоты» на своем предприятии.
По-видимому, больше внимания следует уделять воспитанию «экологической культу» транспортного производства, под которой следует понимать совокупность способов деятельности, национальных и духовных ценностей, отражающих состояние взаимодействия морского сообщества и природы. Цель при этом — показать необходимость экологической оценки всех принимаемых решений в процессе эксплуатации судов и обеспечения сохранности природной среды. Соблюдение норм и требований «культуры безопасности» и «экологической культуры» на предприятиях морского транспорта и на борту судов можно представить как управляемое сбалансированное развитие, обеспечивающее сохранение биосферы, а также дальнейшее существование и прогрессивное развитие морской отрасли. То есть отвечающее положениям Конвенции ООН 1982г. и принципам концепции устойчивого развития человечества, изложенных в Декларации РИО-92.
В декабре 2001 г. Коллегия Министерства образования и науки Украины утвердила Концепцию экологического образования Украины, в которой, в частности, указывается, что одной из главных задач экологического образования является «развитие личной ответственности за состояние среды на местном, региональном, национальном и международном уровнях, умение прогнозировать собственную деятельность и деятельность других людей и коллективов». Условия реализации Концепции предусматривают формирование экологической культуры у специалистов всех отраслей и у выпускников высших технических учебных заведений.
Исходя из изложенного, важно отметить, что в ОНМА, которая готовит специалистов для работы на судах национального флота и зарубежных компаний, вопросы защиты окружающей природной среды от загрязнений, практического применения действующих в данной сфере международных документов и стандартов, добросовестного и ответственного отношения будущих судовых командиров к этим обязанностям занимают приоритетное место в программах специальных дисциплин. При этом они, как правило, увязываются с вопросами обеспечения безопасности судоходства, что делает подготовку судовых офицеров на этой основе отвечающей духу и принципам концепции устойчивого развития мирового сообщества.
Морской институт Украины (МИУ) также принимает участие в распространении в морском сообществе нашей страны идей и принципов устойчивого развития, формировании у моряков элементов экологической культуры и культуры безопасности, бережного отношения к природе. Различным аспектам защиты морей от загрязнений посвящены многочисленные публикации в нашем журнале, они рассматривались на конференциях и круглых столах, проведенных в последние годы по инициативе и при участии МИУ.
Совсем недавно, а именно 17 декабря 2007 года, состоялось учредительное собрание членов новой для Украины общественной организации — УКРМЕПА. Инициаторами ее созда¬ния выступили Морской институт Украины, Институт последипломного образования руководящих работников и специалистов водного транспорта (ИПО ВТ Украины), Международная академия наук экологии, безопасности человека и природы (МАНЭБ). Международная юридическая служба, представители которых на этом собрании подписали учредительный документ. УКРМЕПА (UKRMEPA) — это национальная Ассоциация по защите моря от загрязнений, созданная по аналогии с известной во всем мире Греческой ассоциацией по защите окружающей среды на море — HELMEPA, учрежденной в 1982 году с целью объединения усилий моряков, судовладельцев и других сторон, имеющих отношение к мореплаванию, в деле активной борьбы за чистоту океана. О большой роли этой ассоциации в пропагандирование идей защиты окружающей среды в морском сообществе не только Греции, но и других стран, мероприятиях, которые она проводит, впечатляющих результатах, достигнутых за 25 лет существования, неоднократно рассказывалось на страницах МО. На собрании в Одессе был подписан учредительный документ, подтверждающий создание в нашей стране организации, призванной активно бороться за то, чтобы спасти моря нашей планеты и, в первую очередь, Черное море от загрязнений в результате судоходства.
UKRMEPA призвана объединить усилия всех, кого кормит океан, в деле активной борьбы за сохранение его в чистоте. Здесь много возможных путей, методов и средств в достижении этой цели. Остается надеяться, что новая организация их использует, получив необходимую поддержку предприятий и организаций морской отрасли Украины.
Выступление Почетного секретаря МИУ Владимира Торского на открытии УКРМЕПА
Уважаемый господин Генеральный директор, уважаемый господин ректор, уважаемые дамы и господа!
Разрешите мне от имени Комитета Отделения Nautical Institute в Украине — Морского института Украины, от всех членов Института и от себя лично приветствовать Вас и господина Волакиса на украинской земле в г. Одессе по случаю официального визита, в связи с открытием прообраза ХЕЛМЕПА в Украине — УКРМЕПА.
Когда 29 октября 1998 года я первым среди граждан Украины в виде исключения был принят ассоциированным членом ХЕЛМЕПА, думаю, ни руководство ХЕЛМЕПА, ни тем более я не могли предвидеть, что пройдет почти 10 лет, и мы соберемся в Одессе по столь значительному поводу.
Как известно, Греческая ассоциация по защите окружающей среды на море (The Hellenic Marine Environment Protection Association of Greece — HELMEPA) была создана в 1982 году и является важной и неотъемлемой частью морского сообщества Греции.
Днем основания Ассоциации считается 4 июня 1982 г., когда Панэллинская федерация моряков и Союз греческих судовладельцев, представляющие «человеческий» фактор в морском судоходстве Греции, подписали совместную Декларацию о добровольном обязательстве «Спасти моря».
В этом документе моряки и судовладельцы открыто признали свою ответственность за судьбу морей. Они заявили, что «судоходство — лишь одна из причин загрязнения морей, но ее можно практически свести на нет при должном отношении и старании». Здесь также указывалось, что для эффективного выполнения действующих международных соглашений по защите морской среды от загрязнений необходимо добровольное принятие согласованных обязательств по повышению уровня образования и предоставлению информации со стороны всех, имеющих отношение к мореплаванию, — «от судовладельца до матроса». Символом своей инициативы «Helmepa» избрала чайку, напоминающую о необходимости содержать родные море и берега в чистоте.
Инициатором создания Хелмепы выступил греческий судовладелец господин Георг П. Ливанос, который искренне верил в то, что океан можно защитить только при личном самоотверженном участии всех тех людей, которых этот океан кормит. Ему удалось убедить греческих судовладельцев и моряков объединить усилия в деле активной борьбы за чистоту океана.
Инициатива греческой морской общественности получила поддержку со стороны ряда международных организаций, в частности, Римского клуба — неправительственной организации, которая занимается глобальными проблемами развития человечества; Международного союза сохранения природы (IUCN), Независимого фонда охраны природы (WWF), Международного института океана (IOI) и Международного института окружающей среды и развития.
Являясь неправительственной и некоммерческой организацией, «HELMEPA » вот уже 25 лет фокусирует свою деятельность на обучении и повышении ответственности людей, работающих в судоходной отрасли, за сохранение окружающей природной среды.
«HELMEPA » содействует выполнению задач ИМО по «безопасной, надежной и рациональной эксплуатации судов в чистом море», принимает участие во всех сессиях Комитетов по безопасности на море и по предотвращению загрязнения с судов — МЕРС.
Силами своих добровольных членов с 1982 г. «Helmepa» выполняет задачи, обозначенные в Декларации, последовательно и открыто. Согласно своим основным принципам — действовать как неправительственная и некоммерческая организация — Ассоциация фокусирует свою деятельность на обучении и повышении ответственности человеческого фактора в судоходстве, находясь в стороне от политической и рыночной борьбы.
Влияние HELMEPA на образование моряков с позиций защиты среды не меньшее, чем действующих в этом отношении правил. Это не раз отмечали видные представители морской отрасли.
Во главе этой организации всегда стояли авторитетные и влиятельные лица морского транспорта Греции. Например д-р Бэзил Папахристидис, капитан Вассилис К. Копоулос, Николас Тсанос и недавно — Ник Пападакис, который одновременно является руководителем Интеркарго.
«Helmepa» содействовала учреждению следующих национальных организаций на основе Декларации: «Сутера» на Кипре, «Britmepa» в Великобритании, «Turmepa» в Турции, «Urumepa» в Уругвае, «Philmepa» на Филиппинах и «Ausmepa» в Австралии. И насколько мне известно, аналогичное соглашение было подписано в октябре 2007 года в Нью-Йорке о создании Ассоциации в Северной Америке. Причем, на подписании этого Соглашения присутствовал и Генсек ИМО г-н Э. Митропоулос .
Деятельность «HELMEPA » обширна и многогранна. О разнообразных видах деятельности и практических мероприятиях «HELMEPA » можно говорить много и долго, и я уверен что господин Митсатсос осветит их в своем выступлении.
Ясно одно: выполняемая Ассоциацией работа по защите морей от загрязнений в результате судоходства проводится в интересах всего человечества и отвечает основным принципам устойчивого развития мирового сообщества, изложенным на Международной конференции в Рио-де-Жанейро (1992 г.).
В 2006 году произошло несколько важных событий, как для истории ХЕЛМЕПА, так и для будущей истории УКРМЕПА. Во-первых, 6 июня 2006 года была создана Организация ИНТЕРМЕПА, в которую вошли ХЕЛМЕПА и 3 национальные MEPAS — в Австралии, на Кипре и в Турции. Секретарем ИНТЕРМЕПА был избран капитан Митсатсос, а Председателем господин Никки Пападакис; во вторых, делегация «HELMEPA», которая была участником Международной выставки Одесса-212, встретилась с представителями морской общественности Украины, в результате которой была высказана мысль о возможности и целесообразности создания в Украине национальной организации — «UKRMEPA » с целями и задачами, отвечающими Уставу Ассоциации.
23 октября 2006 года состоялось совместное совещание представителей МАНЭБ, МИУ и ИПО ВТ Украины. На повестке дня был один вопрос : организационно-технические и правовые аспекты создания в Украине общественной организации UKRMEPA.
В этой связи я хотел бы высказать искреннюю благодарность членам инициативной группы по созданию УКРМЕПА: ректору ИПО ВТ, профессору Пупенко И.И., Президенту Украинского отделения МАНЭБ профессору Чикановскому В.А., профессору Шарапову В.В. и другим. В течение всех лет своего существования Международный морской журнал «Морское обозрение», который является печатным органом МИУ и ряда других организаций, целенаправленно и регулярно освещал на своих страницах многогранную деятельность ХЕЛМЕПА и других национальных ассоциаций.
И нам было очень приятно и важно Ваше приветствие господин Митсатсос, по случаю 5-летне го юбилея МО, в котором Вы в частности писали:
«От имени сотрудников HELMEPA я поздравляю Вас с 5-летней годовщиной международного морского журнала Морского института Украины «Sea Review».
С самого начала своих публикаций «Sea Review» энергично поддерживал все инициативы и деятельность HELMEPA, публикуя статьи соответствующего содержания почти в каждом выпуске.
Вы как главный редактор «Sea Review» и член HELMEPA, внесли весомый вклад в популяризацию концепции, выраженной в Декларации нашей Ассоциации о добровольном участии в программе «to Save the Seas» — «Спасти моря».
Я призываю Вас активизировать Ваши усилия, направленные на создание Украинской Ассоциации защиты морской среды (UKRMEPA) в преддверии 25-летия HELMEPA — Греческой Ассоциации по защите морской окружающей среды. Когда МЕРА будет создана в Украине, я уверен, что другие страны, имеющие выход к Черному морю, последуют ее примеру. Ведь Черное море заслуживает лучшего отношения».
С этой целью мы и собрались в этом зале, так как для Украи¬ны, крайне заинтересованной в защите морской среды Черного и Азовского морей от загрязнений, создание такого отделения и привлечение к его деятельности украинских моряков и судоходных предприятий — задача актуальная и крайне важная и тем более значимая, так как создание УКРМЕПА проходит в год празднования 25-летия со дня основания ХЕЛМЕПА.
Благодарю за внимание