В нынешнем году Международная морская организация (ИМО) отмечает 60-ю годовщину со дня основания.
Вместе с ИМО эту приметную дату рождения наиболее массовой и авторитетной в морской индустрии Организации празднуют все государства, предприятия, учреждения, компании и фирмы, масса людей, которые прямо или косвенно связаны с использованием богатств Мирового океана, транспортировкой грузов, рыболовством, добычей нефти и газа на шельфе и т. д.
В этой связи уместно обратиться к истории создания и становления ИМО — специализированного агентства ООН, ответственного за безопасность и охрану судоходства и предотвращение загрязнения моря с судов. Цель деятельности Организации отражена в её девизе: «Safe, Secure and efficient shipping on clean oceans». Год 2008-й включает ряд ключевых дат, связанных с важными для ИМО событиями. 6-го марта 1948 года на конференции в Женеве, проведенной под эгидой ООН, была утверждена Конвенция ИМО, которая вступила в силу 17-го марта 1958 года. Эту дату следует считать 50-й годовщиной начала практической деятельности ИМО, а в июне нынешнего года будет отмечаться еще одно событие — сотое собрание Совета, исполнительного органа ИМО, ответственного за работу Организации в периоды между сессиями высшего руководящего органа — Ассамблеи. Основные направления деятельности ИМО указаны в статье 1(а) Конвенции: «to provide machinery for cooperation among Governments in the field of governmental regulation and practices relating to technical matters of all kinds affecting shipping engaged in international trade; to encourage and facilitate the general adoption of the highest practicable standards in matters concerning maritime safety, efficiency of navigation and prevention and control of marine pollution from ships». Первое собрание представителей государств — участников ИМО (тогда ещё IMCO — Inter-Governmental Consultative Organization) состоялось в Лондоне в 1959 г. С тех пор столица Соединенного Королевства стала местом постоянного размещения штаб-квартиры ИМО.
Необходимость создания при ООН международного агентства по судоходству была обусловлена тем, что судоходство, вероятно, наиболее интернациональная из всех глобальных отраслей мировой экономики. Во владение судном и различные аспекты управления им могут быть вовлечены различные страны, ничего нет необычного в том, что владельцы, операторы, грузоотправители, фрахтователи, страховщики и классификационное общество, не говоря об офицерах и рядовом судовом персонале, все разной национальности и никто из них не относится к стране, флаг которой развевается на корме. Основные физические активы судоходства — сами суда перемещаются между странами и между различными юрисдикциями, отсюда необходимость создания универсальных стандартов, которые относились бы и применялись всеми участниками транспортных и других операций на море. Судоходство также весьма опасная деятельность, в этой связи очевидна необходимость комплекса международных стандартов, регулирующих безопасность судоходства, которые «can be adopted by all and accepted by all». To есть должен быть установлен общий подход, обеспечивающий, чтобы суда могли беспрепятственно выполнять перевозки по всему миру, а государства, порты которых посещают иностранные суда, уверены в том, что эти визиты не нанесут ущерба их безопасности, охране и природной среде. ИМО прошла долгий и сложный путь становления, развития, выполняя задачи, предусмотренные в Конвенции о её создании, в изменяющихся экономических, политических, природных условиях и процессах на планете, в соответствии с потребностями быстро прогрессирующей, возрастающей количественно и качественно морской индустрии.
В небольшой по объему статье невозможно перечислить все жизненно важные для морской отрасли проблемы, разрешением которых занималась ИМО на протяжении прошедших лет, международные инструменты (конвенции, кодексы, руководства), разработанные в Организации по вопросам безопасности, охраны морских объектов, защите природной среды, которые были введены в действие благодаря усилиям руководящих органов ИМО и дают результаты в виде существенного снижения количества аварий судов, уменьшения случаев гибели и травматизма моряков, загрязнения моря и атмосферного воздуха в процессе судоходства. Огромный вклад в повышение безопасности операций на море вносят такие Конвенции ИМО как СОЛАС-74, ПДНВ 78/95, О грузовой марке, МППСС; на защиту вод Мирового океана направлен ряд конвенций, среди которых наиболее важную роль играет МАРПОЛ 73/78. Большое внимание в документах Организации уделяется «человеческому» элементу, совершенствованию профессиональной подготовки мореплавателей посвящены Кодекс ПДНВ-95, совместно с МОТ разработанное Руководство по времени работы и отдыха судового персонала и др. Ряд документов и мероприятий ИМО по- священ вопросам технического сотрудничества стран по применению Международных норм и стандартов в сфере морского судоходства, ответственности за ущерб, нанесенный другим сторонам в результате загрязнения моря нефтью и его компенсации виновниками происшествия, поиска и спасания бедствующих в море, безопасности судов навалочного типа, охране морских объектов от противоправных действий, безопасности рыболовных судов, безопасности условий труда при разделке судов на металл, управлению балластными водами судов с целью предотвращения переноса вредных морских организмов в другие морские бассейны и т.д.
Шло время, ИМО разрасталась количественно и укреплялась в организационном отношении, повышались роль и авторитет Организации в судоходном мире. Если в марте 1958 г. в ИМО входило 21 государство, то сейчас участниками Организации являются 167 государств и три ассоциированных члена, которые представляют практически все нации мира, имеющие интересы в операциях на море. Основными рабочими органами ИМО являются Секретариат и Комитеты: по безопасности на море (The Maritime Safety Committee), по защите морской среды (The Marine Environment Protection Committee), Юридический (Legal Committee), по техническому сотрудничеству до двадцати раз ежегодно. В заключение следует отметить, что на протяжении прошедших 60 лет ИМО возглавляли генеральные секретари, выдающиеся специалисты в различных областях судоходства, которые внесли значительный вклад в повышение безопасности операций на море и защиту морской среды.
Ныне действующий Генсек ИМО, представитель Греции, адмирал Э .Митропоулос недавно Советом был переизбран на второй срок (с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2011) г.
Это решение утверждено на 25-й сессии Ассамблеи ( 30 ноября2007 г.). Несомненно, это высокая оценка активной и плодотворной деятельности Э.Митропоулоса на высоком и ответственном посту руководителя Международной морской организации. До него такого доверия и чести со стороны государств — членов ИМО удостаивались представитель Индии г-н Чандрика Прасад Шривастава и канадец Уильям А.О’Нейл.
Разумеется, Морской институт Украины полностью поддерживает деятельность ИМО в международном морском судоходстве и в своей работе старается повысить осведомленность украинских моряков об этой организации и ее инструментах, применение которых на практике должно стать обязательным условием их профессиональной карьеры.