Серия:Библиотека моряка (БМ). Вып. 25
Series:Seafarer’s Library (SL). Issue 25
Основана в 2005 году
Авторы:
Топалов Валерий Павлович, к. д. п., профессор кафедры «Безопасности и охраны на море» (БиОМ) ОНМА;
Торский Владимир Георгиевич, профессор, зав. кафедрой БиОМ ОНМА, Почетный секретарь Морского института Украины (МИУ), Генеральный секретарь УКРМЕПА, FNI;
Позолотин Леонард Арсеньевич, к. д. п., доцент кафедры БиОМ ОНМА; вице-президент АМКО, MNI
Рекомендовано к опубликованию на заседании кафедры БиОМ ОНМА (протокол № 6 от 16.01.2013 г.)
Книга содержит краткий обзор основных положений Концепции обеспечения безопасности мореплавания, формирование которой в соответствии с потребностями мировой судоходной индустрии призвано способствовать снижению аварий и инцидентов при операциях на море. Может быть полезна в системе повышения квалификации плавсостава и для самостоятельной подготовки курсантов морских учебных заведений при изучении дисциплин «Менеджмент морских ресурсов», «Управление безопасностью в судоходстве», «Управление безопасностью судна».
Воспроизведение книги или ее частей без разрешения авторов запрещается.
©Топалов В. П., Торский В. Г., Позолотин Л. А., 2013
©Торский В. Г., серия «Библиотека моряка»: идея, содержание, оформление, 2013
ISBN 978—966—190—684—5
Содержание
Предисловие 4
Раздел 1
Общие сведения, основные понятия и термины 13
Раздел 2
Опасности для мореплавания 19
Раздел 3
Причины аварий и инцидентов на море 36
Раздел 4
Принципы безопасности мореплавания (краткий обзор) 47
Раздел 5
Методы обеспечения безопасности мореплавания. Классификация и основные характеристики 55
Раздел 6
«Человеческий фактор» и аварийность 61
Раздел 7
Современная концепция обеспечения безопасности мореплавания (основные положения) 126
Вместо заключения 139
Использованная литература 141
В настоящее время усилиями ученых разных специальностей создается общая теория безопасности (ОТБ) — междисциплинарная наука, призванная стать теоретической методологической основой для становления и развития «отраслевых» наук о безопасности: в атомной, химической промышленности, в горно-рудном производстве, в гражданской авиации, при освоении космического пространства и др. Формирование единой концепции безопасности и описание ее различных аспектов в рамках ОТБ позволит использовать современные достижения таких наук как философия, социология, кибернетика, психология, эргономика и др. в целях обеспечения общей безопасности людей в процессе их разнообразной деятельности и разработать эффективные методы и средства для создания безопасных условий деятельности применительно к специфике конкретных производственных и других объектов.
В торговом мореплавании с давних времен меры, направленные на повышение безопасности людей, имущества и среды, были реакцией на прошлые аварии и катастрофы. Такой подход способствовал снижению аварийности мирового флота, но имеет ряд недостатков и ограничений, существенно снижающих его эффективность. Несмотря на многовековую историю торгового судоходства, огромное количество различного рода происшествий и инцидентов с судами, общетеоретические основы безопасности на море до сих пор не созданы. Вместе с тем, морское судоходство осуществляется в условиях высокого риска и разработка теории безопасности мореплавания (ТБМ) является, несомненно, важной и актуальной задачей. Для ее успешного решения в Украине уже созданы необходимые условия, имеется информационно-методологическая база в виде международных нормативных документов и национальных законодательных актов, есть высококвалифицированные ученые и специалисты, давно работающие в области морской безопасности.
В процессе формирования ТБМ должен быть проанализирован и систематизирован огромный массив сведений об авариях и инцидентах, накопленных за многие годы в мировом торговом флоте, установлены причинно-следственные связи, причины и закономерности возникновения опасных ситуаций на море, роль и влияние различных факторов и создана общая теоретическая концепция обеспечения безопасности людей, работающих в море. Что, в свою очередь, позволит научно обоснованно разработать методы и средства предотвращения чрезвычайных морских происшествий, т. е. создания безопасных условий деятельности людей в морском судоходстве.
Таким образом информационно-нормативной основой безопасности мореплавания должна служить концепция, т. е. совокупность взглядов, идей, представлений о принципах, методах и средствах повышения и поддержания на приемлемом уровне безопасности операций на море. С этих позиций и в целях привлечения интереса заинтересованных сторон к разработке концепции обеспечения безопасности мореплавания была написана данная книга. При этом авторы опирались на многочисленные материалы по безопасности в мировой морской отрасли, данные о причинах аварий судов, влияния «человеческого» фактора на различных этапах «жизненного» цикла судов (проектирование, постройка, эксплуатация), сведения о новых подходах и методах для повышения безопасности мореплавания, используемых ИМО, Береговой охраной разных стран, классификационными обществами и др. Также использовали результаты собственных разработок по различным аспектам безопасности и охраны судоходства. Несомненно, что содержание книги не охватывает всех тех сведений, которым должно быть определено место в концепции морской безопасности. Формирование концепции — сложный, трудоемкий постоянный процесс, который должен осуществляться всеми участниками транспортных операций на море. Наша цель гораздо скромнее: обратить внимание научных работников и специалистов на проблему, решение которой будет способствовать обеспечению безопасности транспортных судов в процессе их эксплуатации.