Со 2 по 13 октября 2007г. в Копенгагене состоялась 83-я сессия Комитета по безопасности на море ИМО, на которой был рассмотрен ряд вопросов, имеющих важное значение для снижения аварийности судов мирового флота, улучшения и защиты природной среды от загрязнений.
Данные статистики свидетельствуют, что в последнее десятилетие количество судов, затонувших в море по разным причинам, неуклонно уменьшается. Аналогичная тенденция наблюдается и в отношении крупных нефтяных пятен на поверхности морей и океанов, которых стало в несколько раз меньше по сравнению с концом прошлого века. Несомненно, такие благоприятные тенденции — результат активной деятельности ИМО, других морских организаций, государств, владеющим флотом, по повышению безопасности торгового мореплавания и защите Мирового океана от загрязнений при эксплуатации судов.
Однако, считать эти проблемы до конца решенными нельзя, поэтому работа ИМО в названных направлениях продолжается. В составе украинской делегации на 83-й сессии КБМ был первый проректор ОНМА Виталий Константинович Голубев, которого мы попросили рассказать о вопросах, касающихся морской безопасности. Им сейчас уделяется наибольшее внимание на международном уровне. Итак, одним из перспективных проектов, которому придается большое значение, является разработка и применение системы дальней идентификации и слежения за судами (The Long Range Identification and Tracking System-LRIT). Чтобы довести ее до практического завершения, необходимо найти решение двух аспектов — финансового и технического. То есть, обеспечить создателей системы необходимыми средствами и оборудованием, которое будет устанавливаться на побережье заинтересованных государств. Эти вопросы вызывают столкновение интересов различных стран, поэтому поиски их решения на сессии были непростыми. В результате приняли решение создать Международный центр по управлению LRIT в США, второй (дублирующий) — в России. Аналогичные центры будут строиться также и в других странах, чтобы обеспечить работу системы и обмен информацией между странами — членами ИМО. Внедрению LRIT в практику судоходства придается большое значение как инструменту для борьбы с противоправными действиями на море — терроризмом, пиратством, контрабандой и др. Второй вопрос, детально обсуждавшийся на сессии КБМ и имеющий прямое отношение и к морской отрасли Украины, — необходимые поправки и дополнения к Конвенции и Кодексу ПДНВ в связи с существенными изменениями в условиях работы и потребностях мирового торгового флота после последней ревизии Конвенции ПДНВ в 1995 году. В частности, после детального обсуждения было решено, что применительно к главе 1 Конвенции «Общие положения» следующие новые определения будут рассматриваться в процессе дальнейшей работы:
Однако, считать эти проблемы до конца решенными нельзя, поэтому работа ИМО в названных направлениях продолжается. В составе украинской делегации на 83-й сессии КБМ был первый проректор ОНМА Виталий Константинович Голубев, которого мы попросили рассказать о вопросах, касающихся морской безопасности. Им сейчас уделяется наибольшее внимание на международном уровне. Итак, одним из перспективных проектов, которому придается большое значение, является разработка и применение системы дальней идентификации и слежения за судами (The Long Range Identification and Tracking System-LRIT). Чтобы довести ее до практического завершения, необходимо найти решение двух аспектов — финансового и технического. То есть, обеспечить создателей системы необходимыми средствами и оборудованием, которое будет устанавливаться на побережье заинтересованных государств. Эти вопросы вызывают столкновение интересов различных стран, поэтому поиски их решения на сессии были непростыми. В результате приняли решение создать Международный центр по управлению LRIT в США, второй (дублирующий) — в России. Аналогичные центры будут строиться также и в других странах, чтобы обеспечить работу системы и обмен информацией между странами — членами ИМО. Внедрению LRIT в практику судоходства придается большое значение как инструменту для борьбы с противоправными действиями на море — терроризмом, пиратством, контрабандой и др. Второй вопрос, детально обсуждавшийся на сессии КБМ и имеющий прямое отношение и к морской отрасли Украины, — необходимые поправки и дополнения к Конвенции и Кодексу ПДНВ в связи с существенными изменениями в условиях работы и потребностях мирового торгового флота после последней ревизии Конвенции ПДНВ в 1995 году. В частности, после детального обсуждения было решено, что применительно к главе 1 Конвенции «Общие положения» следующие новые определения будут рассматриваться в процессе дальнейшей работы:
- Матрос, моторист 1-го класса — на палубе и в машине;
- Грузовой офицер;
- Экипаж судна;
- Электромеханик;
- Пассажирское судно (как определено в СОЛАС-74);
- Представитель по безопасности;
- Помощник капитана по электронике;
- Сертификат компетентности;
- Тяговая мощность.
Предусматривается пересмотр ряда правил этой главы с целью предотвращения использования сертификатов, полученных мошенническим путем, определения прибрежного плавания, внесения изменений в обучение, оценку компетентности, сертифицирование, создание механизма по контролю за эффективным применением требований конвенций и др. (пр. 1/2- 1/8).
Признано необходимым пересмотреть правила 1/9- 1/15 с целью установления международного сертификата соответствия для всех мореплавателей и стандартного формата медицинского сертификата в сотрудничестве с МОТ и ВОЗ, а также применения новых, новаторских методов переподготовки моряков и определения ответственности компании за переподготовку судового персонала по всем предметам, связанным с профессией.
Предполагается пересмотреть положения ряда правил главы II «Капитан и палубная команда» и главы III — «Машинное отделение» принимая во внимание недавние изменения в оборудовании, технологии и терминологии при эксплуатации судов. Считается необходимым улучшить ознакомление моряков с вопросами охраны окружающей среды, особенно в отношении использования сепаратора для очистки загрязненной нефтью воды. Будут внесены изменения также в правила главы IV «Радиосвязь и радио персонал», главы V «Специальные требования по подготовке персонала для определенных типов судов», гл. VI — «Аварийные ситуации, профессиональная безопасность, медицинская помощь и выживание» гл. VIII — «Несение вахты». Соответственно, будет обсуждаться необходимость внесения поправок в Кодекс ПДНВ, учитывая при этом рекомендации, принятые на 81-й и 82-й сессиях КБМ.
Таким образом, в ближайшем будущем в мировой судоходной индустрии, особенно в образовательных морских учреждениях, ожидаются большие изменения, связанные с пересмотром двух основополагающих международных документов — Конвенции и Кодекса ПДНВ.