От редакции: в предыдущих номерах журнала МО (№2(22) 2006) мы уже писали о том, что в ОНМА, на базе кафедры «Безопасность и охрана на море» в 2006 году был осуществлен первый выпуск курсантов академии по спецкурсу — «Администрирование безопасности в судоходстве».
Особенностью этого года является то, что наряду с курсантами судоводительских факультетов — СМиВВП и МС в этом году на спецкурсе могли заниматься и курсанты судо-механических специальностей. Нам показалось правильным предоставить слово слушателям спецкурса — курсантам выпускных курсов ОНМА.
Я как представитель слушателей спецкурса «Администрирование безопасности в судоходстве» от имени курсантов факультета автоматики хочу отметить важность и целесообразность проведения таких специализированных занятий в академии.
Во-первых, обучаясь на курсе, я приобрел необходимые для своей будущей профессии механика знания в области международных требований в отношении технического обслуживания, эксплуатации и ремонта судовых механизмов, характера и методов проверок судов инспекторами портнадзора и государства флага, перенял опыт, полученный работниками морской администрации, которые когда-то тоже начинали и работали в море, получил полезные советы и рекомендации опытных специалистов, работающих в сфере безопасности судоходства, а самое главное приобрел знания, которые невозможно просто найти в какой-либо обычной литературе нашей академии.
Во-вторых, спецкурс дает расширенное представление о структуре государственной морской администрации Украины и других морских организациях, непосредственно связанных с ней, что дает возможность более полно разобраться в вопросах взаимоотношений между судном и берегом и в дальнейшем получить возможность приобретения работы в береговых структурах морской отрасли.
В-третьих, спецкурс является новым направлением в образовании, аналога такого спецкурса в области судоходства в Украине еще не существует, а специалисты в области администрирования безопасности судоходства ни в каких учебных заведениях еще не готовятся, что дает большой плюс и неограниченные возможности для выпускников данного спецкурса в дальнейшем их трудоустройстве.
От своего лица и от лица остальных слушателей хочу поблагодарить руководство академии в лице ректора Миюсова Михаила Валентиновича, первого проректора академии Голубева Виталия Константиновича, преподавателей кафедры «БиОМ» Топалова Валерия Павловича, Позолотина Леонарда Арсеньевича и особенно организатора спецкурса Торского Владимира Георгиевича за предоставленную возможность пройти курс обучения на данном спецкурсе.
Хочу пожелать организатору и участникам курса расширения круга слушателей, новых направлений в спецкурсе и международного признания. Необходимость и целесообразность проведения занятий среди выпускников других морских высших учебных заведений не только Украины, но и во всем мире — очевидна.
Курсант ФА гр. 2261 Литвинов А.В.
По моему мнению, данный спецкурс «Администрирование безопасности в судоходстве», организованный профессором Торским В.Г., представляет курсантам возможность ближе познакомиться с деятельностью и структурой органов Украины обеспечивающих надзор и контроль за безопасностью на море. В течение курса мне представилась возможность получить немаловажные наставления от людей имеющих огромный практический опыт работы в торговом судоходстве.
В процессе познания неизведанных ранее границ, у меня возникал целый ряд различных вопросов, на которые можно было тут же получить ответы от квалифицированных людей. Анализируя полученные знания, могу сказать, что данный спецкурс важен для каждого человека решившего работать в морской отрасли.
Создавая нормативно-правовую базу, люди стремятся уменьшить травматизм и имущественный ущерб, возникающие в результате аварии. Проводя расследования аварий и делая выводы, человечество пришло к заключению, что таким образом повышаются качество и скорость работы морского транспорта. В результате мы видим, что, поддерживая безопасность в судоходстве на высоком уровне, выгоду получают все: судовладелец — фрахт, грузополучатель — груз в товарном виде, экипаж — безопасную работу, порт — выполнение плана. К сожалению, в настоящее время не всегда безопасности придается первостепенное значение, это связано с тем, что безопасность граничит с экономической выгодой. Для того чтобы очередной раз показать курсантам истинное значение безопасности и способы ее контроля и был создан этот спецкурс.
В заключение хочется выразить слова глубокой благодарности организатору Торскому Владимиру Георгиевичу, а также всем, кто принимал участие в организации данного проекта.
ФМС ОНМА, курсант Д. Страмко
Спецкурс «Администрирование безопасности в судоходстве» — это внедрение новых перспектив Одесской национальной морской академии, что позволяет выпускникам ОНМА после завершения своей профессиональной рабочей деятельности на море искать престижную работу на берегу.
Для судовых механиков этот термин новый, так как только в 2006—2007 гг. был осуществлен первый набор механиков на курсы по администрированию. Для нас был начитан большой объём материала, мы получили много полезной информации, которую должен знать каждый специалист. За 2 месяца был начитан курс всех конвенций и судовых документов, включая обширную информацию, которую обязан знать любой моряк—будь то кадет, суперинтендант или инспектор контроля государства порта.
Большой объём материала, видео и DVD фильмы, практические и выездные занятия — все это не малая заслуга руководства академии, организатора спецкурса профессора Торского В.Г., учебного коллектив кафедры БиОМ ОНМА, руководства Госморинспекции Одесского, Ильичёвского портов и многих др.
Завершая занятия, хочется пожелать всем слушателям спецкурса здоровья и больших успехов в карьерном росте.
От имени курсантов СМФ ОНМА Ильичёв С, Заплитный С, Осташко Е.
От своего имени и имени моих друзей, которые вместе со мной прошли полный курс администрирования безопасности в судоходстве, я хочу выразить искреннюю благодарность профессору Торскому Владимиру Георгиевичу, организовавшему столь новый и перспективный спецкурс, а так же всем преподавателям, принявшим участие в этом высококвалифицированном и прекрасно организованном проекте.
На протяжении двух месяцев специалисты высочайшего уровня (преподаватели академии, начальник Государственной морской инспекции Украины, начальник отдела Госфлотинспекции, заместители капитанов Одесского и Ильичёвского портов, руководители известных крюинговых компаний, ИПО ВТ Украины, а так же специалисты, занимающие разные должности в сфере морского транспорта) делились с нами своим опытом, а так же посвящали нас во все тонкости специфики работы в морских портах и прилегающих к ним экономических зонах.
Для судоводителя знания, полученные при прохождении этого спецкурса, являются отличным дополнением к базовому образованию, которое дает ОНМА, так как понимание структуры работы порта и портовых инспекторов, поможет избежать многих формальностей и разногласий, могущих возникнуть между судном и портом. И это одна из главных целей, поставленных в основу изучения спецкурса «Администрирование безопасности в судоходстве». Одним из достоинств этого проекта являются практические выездные занятия на территорию порта, где работники портовой морской инспекции, а так же центра регулирования движения судов на конкретных и реальных примерах объясняют суть проблем и задач, решаемых руководством и рабочим персоналом морского порта.
В заключение я хотел бы отметить, по моему мнению, самый важный аспект: знания и сертификат, полученные при прохождении спецкурса, дают возможность получить работу в морской инфраструктуре, проще говоря, «найти работу на берегу», а конъюнктура современного рынка труда в этой области показывает, что специалисты с уровнем знаний, приобретенных за время изучения этого спецкурса, просто необходимы, что дает нам, курсантам ОНМА, еще одно дополнительное направление, выбрав которое, можно прекрасно самореализоваться и сделать блестящую карьеру.
Поэтому я уверен, что не стоит упускать возможности бесплатно получить дополнительные знания и сертификат, которые даются в стенах нашей академии, тем более что за качество даваемых знаний и уровень организации можно смело ставить «отлично».
Курсант УдалоеВ.В., гр. 1167, ФМС
Объявление о наборе на новый спецкурс «Администрирование безопасности в судоходстве» я увидел, поступая на 5-й курс ОНМА.
Базовое морское образование я получил в морском колледже техфлота, где очень хорошо ознакам-ливают с основными обязанностями судоводителя, мало уделяя внимания морской нормативно-правовой базе обеспечения безопасности мореплавания — конвенциям, кодексам и резолюциям IMO.
Чтобы больше разузнать о спецкурсе, о дисциплинах, которые будут рассматриваться на нем, меня направили на кафедру «Безопасность и охрана на море». Там мне пришлось познакомиться с «отцом» спецкурса — профессором Торским В.Г.
Знакомство наше проходило в его кабинете. Многие вещи, книги поразили меня. Подойдя к одному из стендов, я увидел множество книг и каково же было мое удивление, когда автором всех этих книг оказался профессор. После нашей беседы я четко решил, что иду на этот спецкурс.
И вот 20 декабря начало занятий. Профессор Торский поздравил нас с началом курса и сразу в «бой». Во-первых, перечислил литературу с которой мы должны будем ознакомиться на протяжении спецкурса.
Во-вторых, с нашими преподавателями : замечательными преподавателями кафедры «БиОМ» профессором Топаловым В. П. и капитаном Позолотиным Л. А., другими «сторонними» капитанами, морскими юристами, начальниками и директорами различных морских организаций и компаний Украины.
В-третьих, наши дисциплины …
1) «Ответственность и функции Государства флага» — где нам рассказывали о различных государствах флага, о классификационных обществах, которым государство флага может передать часть своих полномочий; а также о полномочиях и ответственности Украины как государства флага.
2) Ответственность и функции Государства порта, где мы ознакомились с содержанием меморандумов о взаимопонимании, об обязанностях и полномочиях такой структуры, как PSC.
3) Прибрежное государство и его функции — что такое прибрежное государство, какими правами и обязанностями обладают суда, плавающие в территориальных водах прибрежного государства, нормативно-правовая база ареста судов и др.
4) Система подготовки и трудоустройства моряков, об этом квалифицированный разговор вели преподаватели из ИПДМ, руководители крюинговых агентств, рассказывая, с какими трудностями сталкивается моряк, устраиваясь на работу, и что он должен знать в процессе подготовки.
5) Взаимодействие судового и берегового персонала в чрезвычайных ситуациях. Где нам еще раз напомнили об ISM Code, о чек листах, о DPA, о необходимости четкого взаимодействия берегового и судового персонала в различных экстремальных ситуациях.
6) Методология расследования аварий и инцидентов на море, — что большая часть аварий происходит из-за человеческого фактора, причины тех или иных аварий, как и кого оповещать об аварийном случае, о комиссиях и тонкостях связанных с расследованием аварий.
Преподаватели нам рассказывали, насколько тяжела жизнь современного судоводителя, которому надо знать не только навигацию, лоцию, астрономию и т.д., а так же законодательно-правовую базу для работы в море и при работе с портовыми властями.
Методика преподавания, разработанная кафедрой под руководством профессора Торского В.Г., позволяла нам на занятиях вести живой диалог с преподавателями по наиболее интересующим нас вопросам.
Два месяца занятий на спецкурсе пролетели не заметно, но я знаю, объем знаний, полученных здесь, не пропадет бесследно.
Курсант ф-таСМиВВП Сосонюк А.А.