Стандарты ИСО серии 9000, 14000 и 18000 в вопросах и ответах
Автор Торский В.Г., Любченко В. И., Терновская С. П.
Издательство Астропринт
Место издат. Одесса
ISBN 966-549-858-4
Год 2003
Стр 68
Краткое описание
В книге рассмотрено основное содержание международных стандартов ИСО серии 9000, 14000 и 18000. Приводятся требования и условия по их применению и сертификации систем управления организаций, выпускающих продукцию и/или предоставляющих услуги.
Предназначена для руководящего состава предприятий с целью эффективной организации производства и сертификации систем управления предприятий в соответствии с требованиями международных стандартов.
Может быть использована в качестве учебного пособия преподавателями и студентами высших учебных заведений, а также в системе повышения квалификации
Содержание
Предисловие
Глава 1
1.1. Вступление в силу Международного стандарта ИСО 9001 2000 «Системы менеджмента качества. Требования». Действие «переходного» периода
1.2. Международный стандарт ИСО 9001 2000 в вопросах и ответах Глава II
МС ИСО 14001 96 «Системы управления окружающей средой. Технические условия и руководство по применению ИСО» в вопросах и ответах
2.1. Общие положения
2.2. МС ИСО 14001 96 «Системы управления окружающей средой. Технические условия и руководство по применению ИСО» в вопросах и ответах
Глава III
OHSAS 18001 1999 «Системы управления профессиональной безопасностью и здоровьем — Спецификация» в вопросах и ответах
3.1. Общие положения
3.2. Основные термины, используемые в стандарте
Приложение 1. Словарь ИСО 9000 2000 (извлечения)
Приложение 2. Соответствие между требованиями ИСО 9001 2000 и ИСО 9001 1994
Приложение 3. Соответствие между положениями OHSAS 18001 99 и ИСО 9001 2000
Приложение 4. Схема сертификации системы менеджмента качества PC
Приложение 5. The ISO Survey of ISO 9000 and ISO 14000 Certificates
Источники
Введение
В настоящее время многие организации Украины, России и других стран СНГ испытывают трудности со сбытом продукции и оказанием услуг. Зарубежные компании прилагают усилия с тем, чтобы выйти на украинский рынок. Для того чтобы победить в конкурентной борьбе, отечественным компаниям необходимо переходить на методы и принципы работы, признанные во всем мире. Самыми применяемыми и зарекомендовавшими себя в вопросах эффективного управления организациями являются международные стандарты ИСО серии 9000.
Первая попытка стандартизации требований системы менеджмента качества была предпринята в 1959 году министерством обороны США, которое издало стандарты MIL — Q — 9А58 «Требования к программе обеспечения качества» (с 1963 г. MIL — Q — 9858 А). По существу, эти стандарты содержали требование наличия системы обеспечения качества у подрядчиков Пентагона.
В 1968 году вышли стандарты НАТО — «Allied Quality Assurance Publications» (AQAP — 1, AQAP — 4, AQAP — 9). В 1974-м — британские стандарты на системы качества BS 5179 — и BS 5750, которые в 1979 году, были взяты в качестве базиса Международных стандартов ИСО серии 9000, вышедших в 1987 году. Вторые версии стандартов ИСО семейства 9000 были опубликованы в 1994 году и действовали до 15.12.2000 г. Именно тогда Международная организация по стандартизации (ИСО) опубликовала третью версию ИСО 9001, самого известного стандарта. Были также выпущены новые редакции стандартов на терминологию (ИСО 8402:94 заменен на ИСО 9000:2000) и на рекомендации по улучшению деятельности (ИСО 9004:1994 заменен на ИСО 9004:2000)
Система менеджмента качества организации, соответствующая стандартам ИСО серии 9000, — это качество всего механизма хозяйствования, качество работы всех членов коллектива и, как результат, качество продукции/услуг, выпускаемых организацией.
Что касается МС ИСО 14001:96 и OHSAS 18801, то это первые версии данных стандартов. У нас, на территории СНГ, они только начинают свой путь, хотя МС ИСО 14001:96 принят и в Украине (ДСТУ ISO 14001-97), и в России (ГОСТ Р 14001-98) в виде национальных стандартов.
Заказчики/потребители в настоящее время хотят видеть не только качество готовой продукции, но и соответствующую организацию всех работ в соответствии с требованиями международных стандартов. Они могут убедиться в этом сами либо довериться подтверждению наличия и работы таких систем управления со стороны независимой компетентной организации, чьему мнению он (заказчик) доверяет.
Данная публикация дает наглядное представление о связи трех известных и международно — признанных стандартов. Поможет найти ответы на те вопросы, которые могут стоять перед менеджерами и высшим руководством при организации работ и сертификации предприятий в соответствии с требованиями рассматриваемых международных стандартов