О НАС ПИШУТ Архив
«Морское обозрение» – quo vadis? - Моряк Украины

Издание «Морское обозрение» («Sea Review») за полтора десятка лет прочно обосновалось на книжных полках моряков Украины и причерноморских стран. Журнал пишет о тенденциях мировой индустрии флота и специфике морской работы, осмысливает даты и личности. Печатный орган Морского института Украины (МИУ) 18 октября собрал коллег и гостей на Круглый стол обсудить проблемы морской печати и журналистики.


Журнал «Морское обозрение» уже 15 лет читают в Украине и за рубежом. А все началось с создания в Одессе первого в странах СНГ, Балтии и Восточной Европы отделения Морского института Великобритании – новой общественной организации, призванной способствовать поддержанию профессионализма украинских моряков.
– Открытию журнала, печатного органа Морского института Украины, предшествовала длительная работа, – отмечает Владимир Торский, главный редактор «Sea Review», почетный секретарь МИУ. – Готовили новое издание также редактор Топалов, капитаны Позолотин, Козырь, Латыпов и другие. Девиз журнала – «Многое в малом» – выразил стремление в «сжатом виде» представить читателям максимальный полезный объем информации. Первый номер вышел на 16 страницах. А свежий, шестьдесят третий, – уже на 44-х!
Сегодня у издания статус международный и распространение за пределами Украины. Обсуждаются права моряков, вопросы безопасности, здоровья. Актуальной темой издания является пиратство и методы борьбы с ним. Представлены все морские выставки, которые состоялись за период между свежим и предыдущим номерами. Также даны очерки и статьи о памятных датах. 30 лет прошло со дня гибели лайнера «Адмирал Нахимов», чему посвящена статья в рубрике «Уроки морских аварий». Обязательной страничкой являются новости МОТ для информирования моряков об изменении в морском законодательстве. А также официальная хроника, чем живет наше государство, чтобы моряки, будучи вдали от дома, были в курсе событий своей страны. И украшают журнал, придавая ему особый шарм, новости из королевской Англии. В юбилейном номере собраны поздравления коллег, которые также выразили теплые слова редакционной коллегии на круглом столе, организованном в честь юбилея издания.
ХОЧЕШЬ ПЛЫТЬ, УМЕЙ СПАСАТЬСЯ
Навеяно первым 15-летием Морского Института Украины

Моряк был подпоясан ремнем и одновременно его брюки поддерживали подтяжки:
– Safetyfirst! – улыбнулся он. Да, безопасность – прежде всего!


Более того, о ней нужно думать всегда, поскольку в таких вопросах, как жизнеобеспечение рейса, нет мелочей. В этом красноречиво убедила Международная научно-практическая конференция «Безопасность мореплавания и вопросы морского права, в свете новых требований конвенций ИМО и МОТ». Состоялась встреча в Национальном университете «Одесская морская академия».
«Большой сбор» сыграл Морской институт Украины (МИУ), 39-е по счету отделение Морского института Великобритании – Nautical Institute (NI). По сути, это Морской клуб глобального размаха: почки разбросаны по 116 странах мира. Учреждение некоммерческое, поэтому не зависит от прихотей властей. Правда, приходится жить лишь на свои. Членские взносы делают входящие в институт морские организации, судовладельцы, бизнес-структуры, связанные с судоходством, другие игроки морского рынка. В целом, весь этот «Ноев ковчег», из почти 7 тысяч разнопрофильных спецов стремится сохранить высокие стандарты морского дела. А также, избежать главной опасности: быть такими, как все.
Конечно же, в Британском морском институте есть моряки. Например, очень хотел быть в Одессе старший вице-президент МИ Великобритании Дюк Шнайдер. Капитан был готов оставить свой дом в Канаде, прилететь и здесь доложить об особенностях плавания в ледовых условиях в свете нового Полярного Кодекса ИМО. Но по случаю осуществлял проводку в штормовых широтах моря Бофорта и не позволил себе покинуть мостик.
Вместо него Туманный Альбион представлял не менее просоленный шкваламиэкс-президент МИВ капитан Ричард Коутс.
Одним из его ярких морских впечатлений за 25 лет работы на флоте, было общение с украинскими моряками. Они входили в «mix» – смешанный экипаж танкера-химовоза, который он возглавлял. Лондонским проносом ли, высокой организацией и дисциплиной они покорили сердце морского волка – неизвестно. Но – покорили! К тому же среди них были и выпускники «вышки». Теперь капитан буквально упросил свое британское начальство отправить его в командировку в Одессу. И заявить свою позицию: «Чтоб в синем море не тонули корабли». Кстати, капитан Ричард Коутс в 2001-ом (по инициативе Владимира Торского) в числе группы экспертов, в Одесской, тогда, государственной морской академии провел аккредитацию системы подготовки судоводителей Академии на соответствие требованиям Nautical Institute, о чем был выдан Сертификат международного образца.
– Исторически судоходство многонационально. Ведь Бог создал моря для всех. Поэтому я не представляю интересы только британских моряков. Сейчас Англия сокращает объемы судостроения. Транспортных судов под флагом Британии все меньше. Исключение, только поисково-разведывательные суда и флот нефтедобывающий. Но английские моряки нанимаются под фрахт и ходят по всему белому свету. Мое беспокойство о безопасности соотечественников переносится на каждого, кто поднялся по трапу на борт, – сказал в беседе Р. Коутс.
Гость приехал с подарками. Да и повод был: 19 октября МИ Украины стукнуло 15 лет. Создавали его несколько моряков. Но, по сей день эту вахту бессменно несет его Почетный секретарь, профессор кафедры морских технологий НУ «ОМА» Владимир Торский. Символ этого труда – массивная цепь с нагрудным знаком, вручаемая руководителю. Капитан Ричард Коутс и надел ее на шею коллеге. По-русски это отличие атаманства называется коллар (по-английски – «office chain»).

Прискорбное первенство
Сколь же велика проблема безопасности мореплавания? По статистике корпорации Ллойда, бассейн Средиземного и Черного морей представляет собой зону позора в судоходстве. Здесь, как в подобном ему забубенном районе Юго-Восточной Азии, ходят суда худшие по качеству и условиям работы на них. Только последний десяток лет принес 75 аварий – это вдвое меньше, чем в предыдущий период. В прошлом году погибло 9 судов, в позапрошлом – 7. Регион держит прискорбное первенство в мире по числу морских аварийных инцидентов: 490!
– Самое дорогое у человека – это жизнь. Дороже ее только лечение у врачей, – говорит капитан Владимир Репетей. И вспоминает о том, как январе 2001-го года в 150 км от Севастополя затонуло бывшее гидрографическое судно «Память Меркурия», переоборудованное под перевозку товаров, закупаемых «челноками» с 7-го километра в Стамбуле. Из 52 человек 20 утонуло. Капитан вышел в море, побуждаемый коммерческими требованиями частного судовладельца. В спешке судно было неправильно загружено и перевернулось от удара высокой волны. Уголовную ответственность понес капитан. Так что качка безопасна только за стойкой бара.
Авария назревает долго, а происходит мгновенно. Как отмечено на конференции, в основе морских катастроф просчеты проектировщиков, скудное снабжение, плохое знание обязанностей моряками. Нередко – заурядная халатность. Например, не все умеют спускать шлюпки на ходу судна до 5 узлов. Да и знают ли об этом?
– Дело не в штормах, течениях, коварных рифах и мелях. Флот не столько суда, сколько люди, обслуживающие их, – говорит капитан Ричард Коутс.
– Нечего пенять на погоду, если подготовка плоха, – соглашается капитан Игорь Сафин. По его мнению, стопроцентная безопасность – стопроцентная иллюзия. К сожалению, молодежь не хочет учиться на хорошо изученных чужих ошибках. Строптивые штурманы-лихачи любят нарушать правила в персональном порядке. И получают по шляпе, потому что не хотят ее уважительно снять перед сводом инструкций. Тем более отрадно было в аудитории слышать от кадетов НУ «ОМА», что риски нужно снижать до того, как они появятся, а не решать проблемы по мере их поступления.

Какая компетентность без финансов?
Полемику вызвало мнение капитана Андрея Бойко. Он считает критерием безопасности райские условия жизни, обещанные морякам Конвенцией МОТ 2006 года«О труде в морском судоходстве». (КТМС): жизнь в комфорте бесконфликтна, экипаж бдителен и усерден.
Адвокат Андрей Супруненко из юридической компании «Ремеди» (Санкт-Петербурга) указал другую плоскость рисков.
– Речь идет о компенсации морякам денежного ущерба. Метод взыскания с посредника суммы, не выплаченной моряку судовладельцем – это неоправданный механизмом защиты моряков. «Крюинговая» компания не располагает такими деньгами, поскольку не имеет судов и не нанимает моряка, а только посредничает. Зная это, страховые агенты не хотят брать на себя заведомо провальные риски, банки отказываются от выдачи кредитов, – поясняет юрист. – Согласно Конвенции № 179, входящей в КТМС, в стране должен быть создан некий Компетентный орган, со счетов которого могут быть мгновенно оплачены репатриация моряка, брошенного в иностранном порту, и закрыта прореха в его зарплате. Потом эти деньги государство сможет высудить у судовладельца, нарушившего контракт с моряком. Только невелика компетенция без финансов.
Так, любой инспектор портнадзора, не получив утвердительного кивка на вопрос, есть ли у моряка страховка, может арестовать судно. Наверное, стремление к ратификации конвенции «О труде в морском судоходстве» в Украине, где нет флота и судоходства, связано именно с этой возможностью задерживать иностранные суда в своих портах. И отпускать только по уплате выкупа.

Что ни доклад – клад
Каждый доклад – находка для отдельной конференции. Действительно: почему балластные воды подвергаются вместо биологического анализа химическому? А при фумигации зерна не определены категории опасности? Каково влияние усталости моряка в рейсе на несение вахты? Как уменьшить бумажный документооборот? Противостоять современным формам пиратства?
В заключение Владимир Торский вручил Ричарду Коутсу блестящую с металлическими гранями звезду. Она будет напоминать о настоящей небесной звезде в созвездии Южный Крест, названной в честь Морского института Украины.

Владислав Китик, Анна Кирсанова

NAUTICAL INSTITUTE OF UKRAINE - 15th Anniversary Seminar and Celebration

To recognise the 15th Anniversary of the formation of the Branch, the Nautical Institute of Ukraine held an International Seminar and Celebratory event in Odessa in October
In his opening address Captain Richard Coates, FNI, Past President passed on the thanks and congratulations of the President, Headquarters staff and Officials from the Executive Board and Council, in recognising the valuable contribution made by the N.I.U. to much of the work carried out by the N.I. since the inception of the Branch. In particular he cited the positive input received in response to the various Presidents Questionnaires, which proved invaluable when formulating the subsequent 5 year Strategic Plans which provide a focus for the work undertaken by the N.I. as a whole. In addition, he thanked Branch Members and Officials for their dedicated contributions to Council and its various Committees, including important representation at the International Maritime Organisation.
The Seminar was held at the Odessa National Maritime Academy (which has recently been awarded University status), and covered a wide range of topics on the theme of “The Safety of Shipping and Maritime Law issues in the light of IMO and ILO Convention Requirements”. This wide ranging theme provided a platform for the various speakers to revisit topics covered in Seminars held over the past 15 years, and to provide updates on new developments in the ever changing world of the regulation of Shipping.
The speakers included Nautical Academics, Shipowners and Crewing Managers, Maritime Lawyers, Surveyors and Seafarers. The topics covered included Training and Certification issues, the problems experienced by ships staff in dealing with Surveys relating to IMO and ILO Conventions, and in particular those experienced in the Black Sea Region, Problems and Solutions with respect to Ballast Water Management, and as an example of an ongoing topical issue of great relevance locally, a passionate paper highlighting the problems associated with the carriage of fumigated cargoes such as grain in bulk.
The various presentations were interspersed with video clips of some of the highlights of activities organised by the Branch over the last 15 years, together with video greetings from the President and many Past Presidents and Officials who have had the pleasure of visiting the Ukraine in these years. It was particularly significant to watch a video of the signing of the documentation upon the formation of the Branch some 15 years ago conducted by (then) President Capt. Martin Scott, FNI, Rector Prof. M. Miysov, and Hon. Secretary Capt. Prof. Vladimir Torskiy, FNI. Prof. Torskiy remains in post as Branch Hon. Sec. to this day, and in recognition of his 15 years of dedicated service, Past President Capt. Richard Coates FNI, was delighted to present the Branch with a Secretaries’ Chain of Office, symbolising the close relationship and understanding which have been formed between the Nautical Institute of Ukraine, N.I. Headquarters in London, and the Membership worldwide.
The Seminar and Celebrations also provided an opportunity for a video presentation of the recently recorded “Hymn” or “Anthem” of the Nautical Institute of Ukraine, which was received with great acclaim by the many members and delegates present.
Congratulations to the Nautical Institute of Ukraine for a successfull Seminar and first 15 years, with best wishes for many more similar years to come in the future.

Contributed by Capt. Richard A. Coates, FNI. Past President.
Морской клуб для всех
Морской институт Великобритании — это представительная организация морских специалистов, работающих в сфере морского транспорта. Институт предлагает широкий спектр услуг, направленных на повышение профессионального уровня и углубление знаний членов института, занятых во всех секторах морской индустрии. Господин Филипп Уэйк является исполнительным директором института с мая 2003 года. На состоявшемся 23—24 апреля 2014 года Втором международном форуме «Образование, подготовка и трудоустройство моряков» господин Филипп Уэйк прочитал доклад на тему "Revised Industry Training Scheme Dynamic Positioning Operator"
— Господин Уэйк, расскажите, пожалуйста, нашим читателям, когда был основан Nautical Institute, и в чем была цель его организации.
— Официально он был основан в 1972 году, но работа организации началась, на самом деле, за пару лет до того. Задача института заключалась в том, чтобы свести вместе профессионалов весьма фрагментированной тогда морской отрасли. Увы, традиционные западноевропейские морские державы, такие, как Великобритания или Германия, стали менее влиятельными на мировом рынке, если говорить о количестве моряков. Этот процесс продолжается. Многие другие флаги мира сегодня гораздо более многочисленны, нежели названные. Структура занятости постоянно изменяется.
Отцы-основатели института стремились собрать профессиональные знания, чтобы сохранить, поддержать высокие профессиональные морские стандарты в быстро меняющемся мире.
— Институт объединяет исключительно морские организации и других игроков морского рынка, судовладельцев, моряков или также бизнес-структуры, не связанные непосредственно с судоходством?
— Речь идет об индивидуальном членстве в организации. В сущности, это общественная организация или, если хотите, клуб. Мы объединяем людей, а не компании. Разумеется, у нас есть договоры с компаниями и организациями, но членами института являются конкретные люди.
В подавляющем большинстве это моряки или бывшие моряки, в данный момент работающие на берегу. Вероятно, 50 % членов нашей организации работают сейчас в море, а большая часть второй половины занята на берегу в различных связанных с морской индустрией компаниях.
Следует отметить, что мы являемся некоммерческой организацией, не получаем никаких средств от правительства. Мы полностью независимы. Основу нашего бюджета составляют членские взносы, доходы от продаж наших публикаций, от услуг, которые мы оказываем отрасли. Кроме того, от спонсорской помощи, когда мы работаем над некоторыми проектами.
— Сколько человек являются членами Nautical Institute? Какого рода деятельность он осуществляет?
— Наша организация объединяет приблизительно 6500 человек из 116 стран мира. Разумеется, Украина в их числе — «Nautical Institute of Ukraine» является нашим отделением. Насколько я знаю, членами украинского отделения являются более 100 человек, главным образом, они одесситы.
Наша деятельность весьма разнообразна. Мы, например, предоставляем возможность заочного образования, повышая квалификацию членов института и готовя их к работе сюрвейера, капитана порта, лоцмана, преподавателя или инструктора. Мы являемся серьезными издателями. Ежемесячно выходит наш журнал «Seaways»; кроме того, мы публикуем книги. Мы даем специализированное удаленное образование по нескольким направлениям, гарантируя соблюдение определенных стандартов. Кстати, наш институт — международная сертифицирующая организация DPO (Dynamic Positioning Operators — операторы по динамической стабилизации; речь идет об удержании судна или плат¬формы в заданной точке с помощью движителей и подруливающих устройств) в офшорном секторе. Важно, что эти стандарты одобрены известными в морской отрасли авторитетами.
— Какие преимущества дает членство в вашей организации?
— Их множество. Важным является возможность делиться и приобретать профессиональные знания, доступ к нашим публикациям. Мы проводим многочисленные семинары, встречи и конференции, на которых происходит обмен информацией. Что имеет критически важное значение, так это помощь, которую мы оказываем в борьбе с криминализацией моряков в случае, если они попадают в затруднительное положение при выполнении своих профессиональных обязанностей — речь идет о 100000 фунтов стерлингов страхового покрытия в аварийном случае. Например, когда капитан судна или офицер сталкивается с судебным преследованием в результате, например, столкновения судов или посадки судна на мель. Мы работаем в тесном контакте со страховыми компаниями, помогаем со страховыми полисами, которые обеспечивают членам института в подобных ситуациях некоторую защиту, даем морякам адвоката, который оказывает им помощь. Хочется надеяться, что судовладелец в таких ситуациях окажется членом нашего клуба и также вступит на защиту моряка. Если нет — поможет страховка.
Членство в организации не является бесплатным. Ежегодные взносы в Украине, впрочем, составляют всего 50 % от обычной суммы — в силу непростой экономической ситуации в стране (иногда институт соглашается на «скидку» и только в случае, если член организации не работает на судне под иностранным флагом). В Украине ежегодные взносы составляют всего 55 фунтов стерлингов. Таким образом, полная сумма — 110 фунтов.
— Какие курсы, какие обучающие программы может предложить институт?
— У нас есть схема обучения действующих морских офицеров, другая — для тех, кто в настоящий момент ходит в море, но собирается в будущем работать на берегу, например, капитаном порта. Кстати, портовые администрации используют наши обучающие программы весьма охотно.
Наши схемы помогут, например, штурману подготовиться для сдачи экзамена на получение звания капитана. Разумеется, мы не может выдать диплом капитана, это было бы против национального и международного законодательства. Но мы можем помочь сертифицированному, дипломированному капитану повысить свой уровень знаний — уже после того, как он будет квалифицирован на национальном уровне. Разумеется, мы не занимаемся и вопросами взаимного признания морских дипломов и сертификатов. Это вопрос билатеральных соглашений между странами.

Беседовал Марк ШЕВЧЕНКО
(журнал Порты Украины № 4 ( 2014))

Морской Институт Украины совместно с Региональным управлением в Украине Российского морского Регистра судоходства при поддержке Международной Юридической службы провел Круглый стол на тему: «Современное судоходство: проблемы и пути решения» посвященный празднованию 10-летия журнала «Морское обозрение» ( Sea Review) и 40-летию МИВ. Ниже мы публикуем ряд публикаций вышедших в прессе и посвященных упомянутому событию.
КОНФЕРЕНЦИЯ В ОНМА
Авторитетный состав участников собрала в стенах ОНМА международная научно-практическая конференция, проведенная при участии Отделения Морского института Великобритании в Украине. Актуальные вопросы, связанные с конвенцией МОТ о труде 2006 года (КТМС) обсудили руководители предприятий морской отрасли и морского образования Украины, специалисты, представители морского бизнеса. Широкий и откровенный обмен мнениями, способствовавший консолидации мнения, несомненно даст реальные практические результаты уже в ближайшее время.
Наш корр.
Газета «Воронцовский маяк» №18 ,октябрь 2010 г.

Юбилей МИУ
В октябре 2010 года в Одессе прошли юбилейные мероприятия, посвященные 10-летию Морского института Украины (МИУ), являющегося отделением Морского института Великобритании (МИВ). На юбилей среди других почетных гостей приехал президент МИВ капитан Джеймс Робинсон.
В Одесской национальной морской академии прошла международная научно-практическая конференция, посвященная 10-летнему юбилею МИУ, на тему: «Конвенция МОТ о труде 2006 года (КТМС): мнение заинтересованных сторон».
Как отмечал в своем выступлении на конференции, Почетный секретарь Морского института Украины профессор Владимир Торский, за 10 лет МИУ стал крупной и авторитетной общественной организацией, работающей в интересах морской отрасли Украины. Его деятельность многогранна, она отмечена проведением большого числа конференций и семинаров, изданием книг и учебных пособий, участием в мероприятиях по укреплению связей с морскими организациями различных стран, в увековечении памяти прославленных моряков и т. д.
С первого года существования Отделения начал издаваться журнал «Sea Review», объем которого за эти годы увеличился с 16 до 40 страниц, а сам журнал приобрел статус международного морского журнала и распространяется не только в ближнем, но и дальнем зарубежье.
( Журнал «Порты Украины» №100, октябрь 2010 г. )
Морской клуб с английским акцентом
Первый десяток разменял Морской институт Украины. В Одесской национальной морской академии именинников поздравляли с британским подходом и славянской щедростью. А президент Морского института Великобритании капитан Джеймс Робинсон вручил почетному секретарю МИУ профессору Владимиру Торскому новые сертификат и знамя.
Морская академия как база 39-го отделения Морского института Великобритании, – выбор верный и продуманный. В этом мнении сходились все: и Михаил Миюсов, ректор ОНМА, и Владимир Торский, нынешний руководитель Морского института Украины, и многочисленные члены этого своеобразного английского клуба. В 2000-м, когда очертания морской Украины едва были видны, а флот практически исчезал на глазах, очень важно было найти правильную точку опоры в мире, чтобы ничего не изобретать заново, а сосредоточить силы на достигнутом и накапливать все новое, чем быстро обагащается мировой торговый флот.
– Задача стояла, – вспоминает профессор Торский, – объединить в МИУ не только плавсостав, но и профессионалов берегового сервиса, руководство морской отраслью, судовладельцев, крюинг, экспедиторов, снабженцев, страховиков, юристов, классификационные общества и агентирующие компании, банки, вузы и отраслевую науку. Была главная задача – сплотить морскую отрасль, и ее удалось реализовать. Отрадно, что украинское отделение оказалось первым в странах Восточной Европы, СНГ и Балтии.

«Велела МОТ – не жмотиться»
Статья под таким названием появилась в «Моряке Украины» в конце прошлого года после первого серьезного обмена мнениями о проблеме присоединения к эпохальной конвенции МОТ о труде 2006 года (КТМС) здесь же в стенах ОНМА. Тогда в Украине не было единого мнения по вопросу присоединения. Сегодня на специальной международной научно-практической конференции, приуроченной к годовщине МИУ, зам. главы Морской администрации Украины капитан Илья Тихонов однозначно заявил, что Госморречфлот предложил правительству изучить вопрос и присоединиться к конвенции. Минтранссвязи за принятие конвенции в Украине. Хотя и есть сомнения. В первую очередь, сможет ли Кабмин обеспечить соблюдение требований всеобъемлющей конвенции. Полтора десятка докладов морских специалистов в основном поддержали такой порядок вещей и призвали морскую общественность постепенно готовиться к реализации требований конвенции МОТ-06.

Год моряка тоже в 10-м!
Капитан Робинсон, президент Морского института Великобритании (бывший кадровый военный, 36 лет на флоте, в том числе и в горячих точках), призвал помнить, что нынешний год во всем мире отмечается как год моряка. Моряки хорошо знают проблемы своей отрасли – высокую степень криминализации и пиратство. Понимают значение повышения культуры безопасности, поэтому, британский гость с радостью готов воспринять известие о новых членах Морского института в Украине.

Династиям подарят энциклопедию
О множестве полезных вещей, которые успели сделать в первый десяток лет украинские члены британського клуба, было сказано немало. Подробности будут детально изложены на сайте МИУ (www. nautinst. com.ua). О церемонии наград, речей и праздничных поздравлений тоже говорить бесполезно. Это особый дух корпоративного общения, который сплотил морских волков в благородное семейство. Замечу только, что к уже издаваемому институтом сборнику «Морского обозрения» Владимир Торский озвучил идею издать совместно с Ассоциацией морских капитанов Одессы энциклопедию морских династий Украины.

Участники конференции:
– поддержали скорейшее принятие КТМС и вступление в силу Конвенции МОТ о труде в морском судоходстве 2006 года, а также поддержку на всех уровнях действий по гармонизации инструментов ИМО и МОТ, регулирующих вопросы труда на морском транспорте;
– одобрили практику судоходных компаний, предусматривающих комплексный подход к подготовке и работе моряков на судах, планирования служебной карьеры, инвестирование в переподготовку плавсостава, гарантирование социальной защиты моряков;
– призвали все заинтересованные стороны активно сотрудничать в решении проблемы возврата морским профессиям прежней высокой репутации, рассматривая ее как средство для восстановления устойчивого притока кадров в мировой морской торговый флот;
– заявили о своей решимости и далее прилагать усилия, направленные на привлечение на суда мирового торгового флота граждан Украины, обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки украинских моряков и их конкурентоспособности на мировом рынке труда.
Редакция «Моряка Украины» посчитала возможным полностью перепечатать один из докладов конференции капитана Александра Сагайдака, бывшего Председателя МИУ, эксперта МИВ по работе с ИМО. Готовы рассмотреть и мнения наших читателей о требованиях к реализации конвенции МОТ-06, сомнениях и рисках для наших моряков в этой связи.

Анатолий Венгрук

СПАСЕМ МОРЯ
17 декабря 2007 года в Институте последипломного образования руководящих работников водного транспорта прошла учредительная конференция, на которой была подписана Декларация добровольного обязательства «О защите моря». Этот документ символизировал открытие Украинской национальной ассоциации по защите окружающей среды на море («Ukrmepa»), которая будет действовать на основе устава Греческой ассоциации («Helmepa»).

Датой основания «Helmepa» считается 4 июня 1982 год. В этот день в Пирее Панэллинская федерация моряков и Союз греческих судовладельцев подписали добровольное соглашение, в котором признали, что «загрязнение моря с судов является только одной из составляющих всеобщей проблемы загрязнения морской среды; эта часть проблемы может быть фактически устранена при наличии достаточной осторожности и надлежащих усилий». Моряки и судовладельцы обязались направлять свои знания на то, чтобы поднять экологическое сознание морской общественности Греции, с целью соблюдения международных соглашений по защите окружающей среды, направленных на ликвидацию загрязнения морской среды с судов.
«Инициатором создания «Helmepa» выступил греческий судовладелец Георг Ливанос, который искренне верил, что океан можно защитить при личном самоотверженном участии всех людей, которых этот океан кормит, - рассказывает Почетный секретарь МИУ профессор Владимир Торский. - Греческая морская общественность получила поддержку со стороны ряда международных организаций, среди которых Римский клуб, Международный институт по защите окружающей среды и ее развитию, Независимый фонд охраны природы, Международный институт океана и другие международные организации». По примеру Греции на основе Декларации «О защите морей» открылись национальные ассоциации на Кипре («Сутера»), Филиппинах («Philmepa»), в Великобритании («Britmepa»), Турции («Turmepa»), Уругвае («Urumepa») и Австралии («Ausmepa»).
Владимир Торский - первый гражданин Украины, который стал ассоциированным членом; еще в 1998 году в виде исключения его приняли в «Helmepa». 23 октября 2006 года на совместном совещании представителей МАНЭБ, МИУ и ИПО ВТ Украины он предложил украинской морской общественности создать Ассоциацию «Ukrmepa» и подчеркнул, что эта организация сможет стимулировать решение проблемы экологической безопасности в морехозяйственном комплексе страны.
Вице-президент Ассоциации морских капитанов Одессы, капитан Леонард Позолотин уверен, что открытие в нашей стране «Ukrmepa» необходимо: «Недавний пример - катастрофа в Керченском проливе - подтверждает, что создание «Ukrmepa» назрело. Помимо этого, забота об окружающей среде должна касаться не только судовладельцев и моряков. В этом деле участие должны принимать городская власть и те, чья деятельность так или иначе связана с морем: заводы, порты... Я считаю, что эту органи¬зацию должны поддержать все, кто занят в морской индустрии».
Вот уже 25 лет Греческая ассоциация, действуя как неправительственная и некоммерческая организация, стремится повышать ответственность человека за сохранение экологии окружающей морской среды. В рамках просветительской работы по экологии «Helmepa» проводит выставки, конкурсы детских рисунков, выпускает аудио и видео продукцию, брошюры, книги. За время существования ассоциации более 15000 человек посетили специальные семинары «Helmepa», по окончанию которых получили «Свидетельство о прохождении курса». Такой документ пользуется должным уважением со стороны многих государств и судоходных организаций во всем мире.
Стоит отметить, что среди целевой аудитории ассоциации не только моряки и судовладельцы, но и подрастающее поколение. Специально для детей в возрасте от 5 до 13 лет действует ежегодная программа экологического воспитания «Helmepa Ju¬nior», которая предоставляет возможность получить природоохранное образование. Свои навыки юные борцы за чистоту экологии могут проявить на практике. Так благодаря этой программе в 2004 году состоялся обменный визит между детьми из «Helmepa Junior» и «Turmepa». Греческие дети-волонтеры очистили участок берега в Чесме (Турции), а турецкие ребята в ответ провели уборку берега на греческом острове Хиос. Возможно, именно такая работа выполняется ребятами с большим пониманием и энтузиазмом, воспитает у них бережное отношение к окружающей среде как на море, так и на суше.
Участники учредительной конференции, среди которых были ректор ИПО ВТ И. И. Пупенко, заведующий кафедрой ТМ и БМТ ИПО ВТ В. В. Шарапов, президент Ассоциации морских капитанов Одессы А. Д. Лапин, президент Украинского отделения МАНЭБ В. А. Чикановский и другие представители морской общественности, выразили надежду, что после создания «Ukrmepa» подобные ассоциации откроются и в других странах, имеющих выход в Черное и Азовское моря.




Марина Анимуцкая
(ж. «Судоходство»№ 1-2 2008)

«Nautical Institute» в Украине.-отделению пять лет!

Наверняка немного организаций найдётся в нашей стране, которые могли бы похвастать тем, что с днём рождения их поздравила Её Величество Королева Объединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии Елизавета Вторая. А вот Морской институт Украины (МИУ) — может. Да, среди многочисленных поздравлений, пришедших в адрес института по случаю пятилетия со дня основания, было и письмо из Секретариата Букингемского Дворца...
...За 5 лет МИУ стал крупной и авторитетной общественной организацией, работающей в интересах морской отрасли Украины, — лучшего подтверждения успешной работы украинского бранча и не требуется.

Марина Манн, главный редактор газеты «Морская правда» (извлечения)

Работа в международных экипажах

...28.10.2005 г. с пятилетним юбилеем филиал поздравил специально приехавший в Одессу капитан Джулиан Паркер, Почетный секретарь МИВ, член Гринвичского клуба, кавалер ордена Британской империи.
Помимо устных поздравлений адресат-юбиляр получил и послания в письменном виде на самом высоком уровне.
Вряд ли найдется в стране общественная организация, которая бы на свой скромный юбилей принимала поздравления Ее Величества Королевы Великобритании. Высоким вниманием Букингемского дворца 5-летний юбилей Морского института Украины не ограничился. Поздравления прислали Генеральный секретарь ИМО Эфтимиос Е. Митропулос, Преподобный каноник Билл Христиан-сон — Генеральный секретарь Мission to Seafarers, региональный представитель Бюро-Веритас В. В. Якубовский и другие. Радовали весточки и с океанских просторов, адресованные Почетному секретарю МИУ профессору В. Г. Торскому.
...Юбилейный форум продолжился в рабочем режиме, трансформировавшись в научно-практическую конференцию «Особенности подготовки судовых офицеров для работы на судах под иностранным флагом и в многонациональных экипажах».
...Равняться же на мировые стандарты качества и позволяет МИУ. Этот общественный институт выполняет роль чуткого фонендоскопа, диафрагма которого четко на пульсе мирового морского рынка в широком смысле слова, и бирже труда в том числе. Осознав большую пользу МИУ для «подфлажников», директор ГП «УкрКрюинг» капитан Г. И. Зинченко даже рекомендовал в определенной мере компенсировать недостаточный опыт постоянным изучением специальной литературы, изданными МИУ пособиями и редактируемым профессором В. Г. Торским журналом «Sea Review».
Если кадровые рекомендации и предостережения профессора В. Г. Торского предполагают локальную точку приложения, то остальные, проведенные на высоком академическом уровне исследования состояния отрасли, по оценке капитана Джулиана Паркера, безусловно, представляют интерес и для МИВ в целом. Очевидна обратимая польза от использования и внедрения опыта Одесского филиала в структурную схему работы Морского института Великобритании.

Владимир Каткевич, журнал «ТРАНСПОРТ» ноябрь 2005 г. (выдержки)

Лучше моряк с известными недостатками, чем с неизвестными достоинствами
Международный журнал Судоходство (№11, 2005
опубликовал статью "Так держать, Морской институт!"


Статья посвящена проведению 27-28 октября 2005 года на базе ОНМА Международной научно-практической конференции «ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СУДОВЫХ ОФИЦЕРОВ ДЛЯ РАБОТЫ НА СУДАХ ПОД ИНОСТРАННЫМ ФЛАГОМ И В МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКИПАЖАХ» (посвященной 5-летнему юбилею со дня открытия отделения Морского института Великобритании в Украине - Морского института Украины).
Загрузить файл
Так держать.pdf
(288KB)
Очередной номер международного морского журнала «Sea Review» украинского бранча «Nautical Institute» вышел в свет. Поскольку это первый выпуск 2005 года, главный редактор издания В. Г. Торский счел необходимым напомнить читателям, что нынешней осенью Морской институт Украины (коим и является бранч, а проще говоря — Nautical Institute of Ukraine) отмечает свое пятилетие. Здесь же приведен и краткий так называемый отчет деятельности за прошедший со дня учреждения период. Кроме всего прочего, в свежем номере начальник Главной госинспекции Украины по безопасности судоходства А. Щипцов продолжит свои рассуждения о культуре безопасности; уделено, как всегда, большое внимание человеческому фактору в системе безопасности, продолжаются «уроки морских аварий». Опытные специалисты, члены МИУ, на страницах журнала делятся своими взглядами на те или иные проблемы.
Нельзя не отметить разнообразие тем публикуемых в журнале материалов. Это и страхование, и преподавание морского английского, и заметки новоиспеченного кадета «об увиденном в период плавпрактики», и экология, и калейдоскопический обзор мировой прессы и многое другое.

(«Моряк Украины», апрель 2005 г.)

Вышел в свет очеред­ной номер "Sea review" - журнала Морского Инсти­тута Украины - отделения всемирно известного Мор­ского института Велико­британии (Nautical Institute), открытого при Одесской национальной морской академии.
Как и прежде, журнал вместил мно­жество полезной для моряков инфор­мации о безопасности судоходства, раз­личных мероприятиях, состоявшихся за период, истекший со дня публикации предыдущего выпуска "Морского обо­зрения", свежих документах, появивших­ся в морском законодательстве.
Кроме того, в структуру журнала неизменно вошли публикации под та­кими постоянными рубриками, как "Уро­ки морских аварий", "Зашита окружающей среды", и, конечно, "Мнение чле­нов МИУ", повествующая на этот раз об отношениях капитана и лоцмана.
Информативная часть издания, рас­сказывающая о новостях науки и тех­ники в судоходстве, а также обзор ми­ровой судоходной прессы делают жур­нал интереснее и динамичней. А лите­ратурные странички и тематические анекдоты, размещенные в заключитель­ной части "Sea Review", придают такому серьезному выпуску несколько легкий настрой.

( «Моряк Украины», январь 2005 )

Как известно, еще в 2000 году в Украине на базе Одесской национальной морской академии открыто отделение Морского института Великобритании (NI), которое имеет свои отделения еще в 45 странах и является авторитетнейшей международной ассоциацией судоводителей. Все это время должность Почетного секретаря Морского института Украины - так называется украинское отделение - исполняет профессор ОНМА заведующий кафедрой безопасности и охраны на море, Почетный работник морского и речного транспорта Украины Владимир Георгиевич Торский. На днях в академию пришло радостное известие, что В.Г.Торский удостоен высшей, самой почётной степени в институтской иерархии - FNI (Fellow of the Nautical Institute, что на русский язык может быть переведено как "Член учёного общества института" ). В своём приветственном письме председатель Комитета по членству Морского института контр-адмирал Ланг пишет: "Степень FNI присваивается только тем, кто внёс значительный вклад в морскую профессию и морскую науку. Это достижение которым вы можете заслуженно гордиться". А нам остаётся поздравить Владимира Георгиевича и пожелать ему новых достижений. Нельзя не отметить и то обстоятельство, что это событие вновь подтверждает высокий уровень сложившейся системы подготовки морских кадров в Украине, в данном случае курсантов ОНМА по специальности "Судовождение", которая аккредитована NI ранее.

( «Моряк Украины» 2003 г )

Счастливого плавания!

С начала 2001 года готовится к выпуску ежеквартальный журнал Морского института Украины ( Nautical Institute of Ukraine) "Sea review" (Морское обозрение) под редакцией Почетного секретаря NI в Украине, профессора Владимира Торского и доцента ОГМА Валерия Топалова.
Профессиональный журнал МИУ, и создан он для членов этой общественной организации, которые получают журнал совершенно бесплатно. Открывает журнал, как заведено, колонка редактора, где Владимир Георгиевич рассказывает читателям об основных событиях Морского института Украины, прошедшие за истекший период. Наверняка читатели быстро освоились на глянцевых страницах журнала и, перелистывая их, ищут привычные рубрики - "Новости отделения", "Деятельность Nautical Institute", "Культура безопасности", "Защита окружающей среды", "Уроки морских аварий". Здесь можно прочитать новости ИМО, МОТ, МАКО и других международных организаций и обществ; желающим трудоустроиться, безусловно, будет полезна рубрика "Вакансии для моряков через Интернет", отдохнуть поможет развлекательная страничка "На досуге". Нельзя не отметить и полиграфическое исполнение журнала, удачную верстку заметно невооруженным глазом, что в каждый его номер авторы вкладывают свою душу без остатка.
В минувшем году свет увидели четыре номера журнала "Sea review" настойчиво следует тенденция к увеличению своего объема и, соответственно, количества публикуемых материалов: если первый выпуск журнала был отпечатан на 16-ти страницах, то третий - уже на 24-ех, а четвертый, на 32 страницах.
В конце ушедшего года "Sea review" получил статус "Международный морской журнал", и в этом году предстанет перед читателями уже в новом статусе, что, надеемся, положительно отразится на качестве. Счастливого тебе плавания, "Sea review", и семь футов под киль!

Марина МАНН.Моряк Украины №9(222) 27 02 02

Вкратце хотелось бы остановится на издаваемом МИУ ежеквартальном журнале "Sea Review". Издание призвано способствовать распространению среди членов Морского института информации о современных процессах, изменениях и достижениях в мировой судоходной индустрии, о проводимых научных исследованиях, их результатах - с целью применения в практике работы морской отрасли Украины. Помимо этого, журнал играет роль "объединительного" органа для членов МИУ, целью которого является активизация их взаимодействия, участия в работе отделения, совместного поиска путей решения проблем, характерных для современною этапа развития морского транспорта Украины и международного судоходства.
"Sea Review" имеет устойчивую тенденцию к увеличению своего объема и количества публикуемых материалов. Первый номер журнала был отпечатан на 16 страницах. а третий - уже на 24. Затрагиваемые темы интересны как для членов Морского института, так и для широкого круга читателей.

Судоходство №12(2001)

В Одесской государственной морской академии открыто отделение Морского института Великобритании (МИВ) в Украине и вышел в свет информационно - аналитический журнал "Морское обозрение" (Sea Review).
Журнал призван сыграть роль объединительного печатного органа, способствующего развитию связей между членами МИВ, активизации их участия в работе отделения, совместного поиска эффективного решения актуальных задач, характерных для современного этапа развития международного судоходства и морского транспорта Украины". Новости МИВ, ИМО, МПС/МФС, анализ морских аварий, безопасность мореплавания, обзор мировой судоходной прессы - основные рубрики журнала.

Бюллютень Госфлотинспекции Украины №3 (10), 2001

В октябре прошлого года в Украине было создано отделение Nautical Institute - Морского Института Великобритании - весьма авторитетной в мире судоходства общественной организации, объединяющей около 7000 профессиональных моряков, специалистов береговых предприятий морского профиля, студентов из разных стран мира. В нынешнем году новой отделение (их в МИВ более 40) было зарегистрировано в нашей стране в качестве общественной организации, получившей название Морской Институт Украины (МИУ). За время своего существования исполнительный орган МИУ - Комитет провел целый ряд организационных и научно - практических мероприятий.
В числе его достижений - выпуск в свет ежеквартального информационно - аналитического журнала "Морское обозрение" (Sea Review), - печатного органа, способствующего развитию связей внутри МИУ и с другими организациями, совместному поиску путей решения проблем, стоящих перед морской отраслью Украины. Знакомство с журналом убеждает, что редакторам в значительной мере удалось решить эти задачи. В журнале приводится разнообразная актуальная информация, представляющая интерес для широкого круга лиц, работающих в сфере судоходства.
Несомненным достоинством журнала следует считать удачную структуру и хорошее полиграфическое оформление. Немаловажно также, что членам МИУ журнал рассылается бесплатно.

Журнал "Порты Украины" №4 (30), 2001

Украинское отделение приступает к работе

В декабрьском номере журнала "Seaways" (Морской институт Великобритании) опубликована статья секретаря этой уважаемой организации Филипа Вэйка, которая интересна хотя бы тем, что являет собой взгляд "оттуда" на некоторые морские проблемы нашей страны.
Загрузить файл
Statya.doc
(27KB)

Открыт филиал Лондонского морского института


Первое и единственное в странах СНГ, Балтии и Восточной Европы отделение Морского института Великобритании открылось в Одессе.Руководить филиалом института будет совет в составе 10 специалистов. Его председателем избран капитан Валерий Латыпов. Президент Лондонского Морского института, капитан Мартин Скотт на церемонии открытия заявил, что сегодня в Украине работают более 50 членов института. Среди них капитаны, сюрвейеры, преподаватели, представители морской администрации и судоходных компаний. Сотрудники отделения будут участвовать в работе различных международных семинаров: по обеспечению безопасности судоходства, по подготовке операторов службы регулирования судов, лоцманов и др.«Открытие филиала Лондонского института в Одессе служит подтверждением признания Украины как морской державы. Наш институт готов всемерно содействовать подготовке украинских судоводителей и укреплению морских традиций Украины», — отметил Мартин Скотт.

№ 45 (416) 10.11.2000 «Медиа Простир»

Сайт поддерживает Interlegal