3 апреля 2019 года в Одессе состоялось очередное собрание членов Ассоциации «Всеукраинское объединение крюинговых компаний» (ВОКК). Учитывая важность и актуальность вопросов, предложенных к обсуждению, был предложен формат расширенного собрания – с приглашением всех заинтересованных сторон для обеспечения объективности обсуждения и последующих принимаемых решений.
Объективность, принципиальность и нацеленность на достижение положительного результата как для секторов обучения, подготовки и посредничества в трудоустройстве моряков, так и для морской отрасли в целом – неизменная позиция Ассоциации ВОКК, которая подтверждается открытостью работы , систематическим привлечением широкого круга участников к мероприятиям, которые она организовывает и проводит.
Повестка дня расширенного собрания включила такие вопросы:
1) Работа системы дипломирования моряков и дипломно-паспортных отделов капитанов портов в условиях начала работы Морской администрации Украины. Проблемы и пути их решения.
2) Риски для крюинговых компаний, заложенные в новом законопроекте «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усилению государственной поддержки украинцев за границей» (рег. № 10153 от 14.03.2019).
3) Разное.
При рассмотрении первого вопроса, касающегося работы системы дипломирования моряков и дипломно-паспортных отделов капитанов портов в существующих условиях, участники собрания вынуждены были признать отсутствие понимания специфики отрасли и полное нежелание у ново созданной Морской администрации проводить реформы, соответствующие требованиям времени и, главное, соответствующие ожиданиям морской общественности – учреждениям, организациям, предприятиям и компаниям, работающим в этом секторе в условиях отсутствия государственной поддержки и общей стратегии развития.
Участникам собрания были представлены предложения Морской Палаты Украины по внесению необходимых изменений в национальную систему дипломирования и подготовки моряков, подготовленные и озвученные Исполнительным директором Морской Палаты к.д.п. Тихоновым И.В. Данные предложения включили в себя спектр вопросов, решение которых требуется уже в ближайшее время. При этом должна быть выработана консолидированная позиция всех участников – определение четких, прозрачных и понятных правил, условий, которые должны соответствовать международным практикам, стандартам, требованиям международных морских конвенций.
Общий смысл предложений – для получения квалификационного документа: моряк должен получить понятный и прозрачный путь через одно «открытое окно» в Морской администрации. Попытки создать т.н. «сервисные центры» являются не чем иным, как созданием дополнительных, теперь уже официальных, посредников с дополнительной оплатой. В мировой практике в сфере дипломирования сервисные центры нигде не существуют. Вопросы дипломирования непосредственно решает Морская администрация.
Решением участников расширенного собрания стало проведение опроса Ассоциацией ВОКК с максимально широким привлечением участников. С этой целью всем желающим участникам этой сферы предлагается к заполнению соответствующая анкета. Ответы на вопросы данной анкеты позволят определить позиции различных предприятий и специалистов, действующих в сфере подготовки и дипломирования, выявить вопросы, требующие дополнительного изучения, разъяснения и определения общего пути решения.
Есть ожидание, что практика Ассоциации ВОКК продемонстрирует и станет примером для Министерства инфраструктуры и Морской администрации действенных и реальных путей согласования каких либо инициатив не с узким кругом малоизвестных экспертов с сомнительной репутацией и авторитетом, а с реальными участниками и специалистами сектора – морской общественностью.
Вторым вопросом повестки дня стало обсуждение новой инициативы отдельной группы народных депутатов Украины навязать создание дополнительного государственного органа по контролю за посредниками в трудоустройстве украинских граждан за границей под флагом гиперзаботы о трудовых мигрантах – регистрация нового законопроета «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усилению государственной поддержки украинцев за границей». (рег. № 10153 от 14.03.2019).
Помимо абсолютного отсутствия какой либо связи между проблемами, озвученными в пояснительной записке к документу и заявленными целями, предлагаемыми инструментами достижения этих целей, законопроект предполагает создание нового государственного органа по контролю за трудовой миграцией с передачей ему функций лицензирования компаний-посредников в трудоустройстве за границей.
К сожалению, морскому сообществу не удалось пока выделить моряков, как транспортных служащих, от общей массы трудовых мигрантов, армия которых в последние годы достигла многомиллионной численности и общая статистика «растворила» количество моряков — профессионалов, работа которых во всем мире регламентирована морскими конвенциями и уже обеспечивается многочисленными пунктами социальной и юридической защиты.
Задачей Ассоциации ВОКК, в свете прохождения заявленным законопроектом процедур обсуждения, является обозначение специфики трудоустройства моряков и вычленение крюинговых компаний из числа субъектов хозяйствования, на которые смогут распространяться нормы документа. С этой целью будут направлены соответствующие письма в адрес профильного комитета ВРУ, авторам законопроекта, а так же обеспечение участия представителей Ассоциации ВОКК в рабочей группе по обсуждению и доработке законопроекта.
Ассоциация ВОКК последовательно проводит политику объединения компаний, заинтересованных в цивилизованном развитии рынка услуг посредничества в трудоустройстве моряков, качественной подготовки морских специалистов и приглашает крюинговые компании, тренажерные центры к членству в ВОКК. Только объединенными усилиями возможно создание благоприятных условий развития бизнеса, внедрение единых стандартов работы с сохранением конкурентных особенностей каждого из субъектов хозяйственной деятельности.
По материалам ВОКК