Инспекция по вопросам подготовки и дипломирования моряков информирует
Поздравляем ИПДМ с Юбилеем!
Инспекции по вопросам подготовки и дипломирования моряков (ИПДМ) исполнилось 10 лет. За прошедшие со дня ее образования годы Инспекция проделала большую работу по совершенствованию национальной системы профессиональной подготовки и дипломирования моряков, созданию соответствующей международным требованиям нормативной базы. Достигнутые результаты позволяют украинским морякам работать на судах под флагами почти всех стран мира, во всех бассейнах Мирового океана, способствуют поддержанию высокого авторитета наших морских кадров, повышению позитивного имиджа Украины. Создан единый государственный реестр документов моряков, обеспечивающий надежный контроль за документами, выдаваемыми в нашей стране морякам в подтверждение их профессиональной компетентности, осуществляется постоянное наблюдение за подготовкой моряков в учебно-тренажерных центрах. При участии инспекции Морской администрацией подписаны соглашения о признании дипломов наших моряков более чем с полусотней стран. В соответствии с возложенными задачами Инспекция проводит анализ национального и международного опыта по выполнению требований Конвенции ПДНВ в сфере морского оборудования с целью совершенствования деятельности наших учебных заведений и тренажерных центров, выполняет проверку и подтверждение квалификации моряков в государственных квалификационных комиссиях, производит осмотр предприятий, организаций и учреждений, которые осуществляют подготовку и дипломирование моряков на соответствие их международным требованиям. Сотрудники инспекции разрабатывают и издают многочисленные информационные, учебно-методические, справочные материалы по вопросам подготовки, оценки компетентности и дипломирования моряков, готовят отчеты в ИМО и многое другое. Большая и многогранная деятельность ИПДМ приносит свои плоды: в последние годы значительно повысился уровень профессионализма украинских моряков, возросла их востребованность на мировом рынке морского труда.
Поздравляя коллектив Инспекции с 10-летним юбилеем, Комитет МНУ желает всем ее сотрудникам и ее руководителю- капитану дальнего плавания И.В.Тихонову,MNI дальнейших успехов в их очень нужной для морской отрасли Украины работе, во имя повышения авторитета нашей страны на международной арене.
Инспекция по вопросам подготовки и дипломирования моряков информирует
С 3 по 7 марта 2008 г. в Лондоне состоялась 39-я сессия подкомитета Международной морской организации (ИМО) по подготовке моряков и несению вахты.
В работе сессии приняли участие 86 стран — членов ИМО, 2 ассо¬циированных члена ИМО (Фарерские острова и Гонконг, Китай), одна страна — не член ИМО (Острова Кука) и 27 межправительственных и неправительственных организаций. В работе сессии принимала участие делегация Украины в составе: глава делегации — начальник Инспекции по подготовке и дипломированию моряков И.В.Тихонов; члены делегации: директор Одесского филиала Инспекции Ю. Н. Михайленко, директор Мариупольского филиала Инспекции Г. Г. Соболевский, проректор Одесской национальной морской академии В. Н. Захарченко, заместитель постоянного представителя Украины в Великобритании К. Л. Билляр.
Основное внимание на сессии было уделено вопросу пересмотра Конвенции ПДНВ и Кодекса ПДНВ. Разными странами, межправительственными организациями и Секретариатом Подкомитета были подготовлены для рассмотрения 52 документа, касающиеся пересмотра Конвенции и Кодекса ПДНВ. В целом значительная часть предложений учитывает существенные изменения в последние годы условий работы моряков в связи с серьезным техническим и технологическим прогрессом в морской отрасли. Основной смысл этих предложений — подготовка высококвалифицированных моряков для работы в будущем на самых современных судах. При этом в выступлениях часто подчеркивалась проблема нехватки квалифицированных морских офицеров уже сегодня и предполагаемый рост такой нехватки в ближайшие годы.
Для обсуждения подготовленных документов Подкомитетом были созданы 2 рабочие группы — первая рассматривала предлагаемые изменения в главы IV, Vи VI Конвенции, вторая — в главы I, II, III, VI и VIII.
Еще на 38-й сессии в 2007 году были определены 7 основных принципов пересмотра Конвенции ПДНВ:
- сохранить структуру и цель Конвенции;
- не понижать уровень существующих стандартов подготовки;
- не увеличивать количество глав Конвенции;
- учитывать несоответствия, трактовку, инструкции и разъяснения Комитета по безопасности на море (КБМ), которые уже существуют, а также современные условия и технологические преимущества;
- учитывать требования эффективности общения (как внутреннее, так и внешнее общение);
- обеспечивать гибкость в реальных условиях и уровнях подготовки и дипломирования, а также согласование вопросов несения вахты в соответствии с развитием технологий;
- учесть специальный характер и условия плавания в прибрежном плавании и в открытом море.
Предложения на рабочих группах и на пленарном заседании обсуждались с учетом этих принципов.
Активно обсуждались вопросы подготовки и дипломирования специалистов по судовой электронике, электромехаников, в том числе работающих на судах, где используется напряжение свыше 1000 вольт, совмещенных специальностей матросов и мотористов, других специалистов.
Обсуждались вопросы допустимых норм алкоголя в крови и выдыхаемом воздухе у моряков, а также действенного механизма контроля за уровнем алкоголя у членов экипажей, особенно вахтенного персонала.
Пожалуй, наибольшие дискуссии вызвали предложения: об исключе¬нии из обязательных программ подготовки судоводителей мореходной астрономии, об исключении из требований Конвенции ПДНВ для получения диплома вахтенного механика минимального срока обучения и подготовки продолжительностью 30 месяцев, а также предложения, касающиеся годности к выполнению обязанностей (установлению и соблюдению периодов отдыха для персонала, несущего вахту и выполняющего обязанности по охране судна и окружающей морской среды).
Обсуждались вопросы о необходимости включения как обязательной подготовки по следующим направлениям: электронная картография, охрана окружающей среды, техника безопасности и судовая производственная санитария.
В связи с тем, что мнения стран серьезно разделились, было предложено рассмотреть эти вопросы на межсессионном заседании. Также на ближайшее будущее было перенесено рассмотрение вопроса относительно единых медицинских стандартов для моряков. При этом представитель Евросоюза г-жа К. Вартос-Дзенеттакис сообщила, что украинские стандарты здоровья моряков отличаются глубокой проработкой и системностью и могут послужить моделью для разработки и утверждения единых мировых стандартов.
Рядом стран, в том числе США и Австралией, было предложено ввести как обязательную подготовку по курсу «Управление ресурсами навигационного мостика» и «Управление ресурсами машинного отделения» и, соответственно, требования к такой подготовке перенести из части В Кодекса ПДНВ в часть А. Такое требование было поддержано большинством стран.
Был рассмотрен ряд других предложений, в частности, включение в стандарты компетентности для судоводителей и механиков умения работать в команде и управлять коллективом, знание методов борьбы с усталостью и многие другие.
Учитывая большое количество поданных на рассмотрение документов и разные позиции делегаций рабочие группы работали в напряженном режиме, в отдельные дни до позднего вечера. Однако, принять решение по всем вопросам все-таки не удалось. Поэтому, а также с учетом того, что по календарному плану ИМО новые поправки к Конвенции ПДНВ и Кодексу ПДНВ должны быть утверждены в 2010 году и всту¬пить в силу в 2012 году, Подкомитетом, по согласованию с Генеральным секретарем ИМО, было принято решение провести дополнительное межсессионное заседание Подкомитета в период 8-12 сентября 2008 г. исключительно для обсуждения вопросов комплексного пересмотра Конвенции ПДНВ и Кодекса ПДНВ.
Обсуждались также вопросы необходимости разработки новых модельных курсов подготовки моряков. В частности, была пересмотрена концепция подготовки персонала для работы на танкерах: все члены экипажа танкеров должны пройти общую ознакомительную подготовку, а лица, отвечающие за погрузку и выгрузку грузов, дополнительно — специализированную подготовку для работы на соответствующем типе танкера: нефтяном, газовозе LNG, химовозе; при этом планируется установить обязательный опыт работы на таких судах от 6 до 12 месяцев. Нашло поддержку предложение совместить программы подготовки персонала пассажирских судов ро-ро и других пассажирских судов (объединить правила V/2 и V/3 Конвенции ПДНВ и разделы A-V/2 и A-V/3 Кодекса ПДНВ соответственно). Соответствующие модельные курсы планируется подготовить в ближайшем будущем.
Было предложено подготовить также новый модельный курс подготовки по охране окружающей морской среды.
Как обычно, особое внимание Подкомитет уделил вопросам борьбы с незаконно полученными сертификатами. Эта широкомасштабная кампания, проводимая ИМО и морскими Администрациями стран, членов ИМО, привела к положительным результатам. Хотя случаи незаконного получения документов моряками, особенно молодыми, продолжают иметь место, благодаря систематическим проверкам квалификационных документов на легитимность всеми Администрациями шансов использовать такие документы для работы на морских судах становится все меньше. Подкомитет обязал Администрации регулярно подавать отчет Генсеку ИМО о выявленных незаконных документах и о мерах, принятых к их владельцам, в том числе и о количестве судебных расследований по поводу обнаруженных документов.
Подкомитетом было предложено Администрациям как можно скорее совершенствовать национальные базы данных по документам моряков и интегрировать их в международную базу данных. С каждым годом иметь незаконные документы становится все более и более бесперспективно и опасно для их владельцев.
Делегация Украины информировала Подкомитет о том, что благодаря созданию и функционированию на современном уровне Государственного реестра документов моряков, проводимой им тотальной проверке квалификационных документов и свидетельств о подготовке моряков за последние несколько лет количество нелегитимных документов в стране уменьшилось в десятки раз.
На сессии обсуждался вопрос установления единых принципов безопасного комплектования судовых экипажей. Подкомитетом были рассмотрены предложения рабочей группы по внесению соответствующих изменений в Резолюцию ИМО А.890(21). Работы в этом направлении будут продолжены Комитетом по безопасности на море в мае 2008 г.
Подкомитет призвал Администрации пересмотреть списки компетентных лиц ИМО и, в случае необходимости их изменения или дополнения, внести соответствующие предложения в Секретариат ИМО.
Секретариат информировал делегации о необходимости размещении информации об одобренных морских тренажерных центрах на сайте ИМО и призвал Администрации при появлении изменений в такой информации своевременно информировать Секретариат. Полную информацию об используемых для подготовки моряков тренажерах также необходимо подавать в ИМО.
Кроме того, Секретариат напомнил о необходимости своевременного предоставления Генеральному секретарю ИМО информации, требуемой Правилами 1/7 Конвенции ПДНВ, подтверждающей успешное управление национальной системой подготовки, оценки компетентности и дипломирования, как это требуется Правилом 1/8 «Стандарты качества» Конвенции ПДНВ, в связи с истечением пятилетнего срока после подачи Администрациями Генеральному секретарю ИМО предыдущих отчетов.
Делегатами единогласно были переизбраны на следующий год председатель Подкомитета адмирал Питер Бреди (Ямайка) и заместитель председателя Абдул Аль Кайсси (Ливан).
Следующая 40-я сессия Подкомитета состоится 2- 6 февраля 2009 г.
Во время сессии члены делегации Украины провели встречи с Послом Украины в Великобритании Харченко Ю. И., представителями Европейской Комиссии, Президентом Международной Федерации ассоциаций капитанов морских судов (IFSMA) Кристером Линдвалом, с ответственным секретарем Морского Института Великобритании (N1) Филиппом Вэйком.