Опасности для мореплавания
От авторов
Современный морской транспорт справедливо считается важнейшим элементом мировой экономической системы. По морским путям, соединяющим разные страны и континенты, перевозится более 90% товаров мировой торговли, торговый флот насчитывает около 90 тыс. судов разных типов и размеров, их обслуживает почти 4000 портов, из них крупных 500; в мире действует несколько тысяч судоходных компаний, работой на борту судов заняты около 1 млн 200 тыс. моряков разных специальностей. С морским транспортом связаны деловыми отношениями сотни банков, торговых фирм, информационных, исследовательских центров, экспедиторских, агентских, лоцманских компаний.
Особенностью морской судоходной индустрии по сравнению с промышленными отраслями на берегу является повышенный риск морских перевозок грузов и пассажиров. О том, что мореплавание — опасное занятие, знали еще древние судовладельцы и те люди, которые отваживались на примитивных судах уходить в океан в поисках новых земель и приключений. И чтобы обезопасить себя от возможных несчастий и потерь, они обращались за советом к прорицателям и весталкам, за помощью к богам и святым покровителям.
Поэтому повышение безопасности мореплавания — проблема, которой на протяжении длительного времени занимаются различные морские организации, классификационные общества, владельцы и операторы судов. Речь идет о разработке методов и средств предотвращения аварийных происшествий на судах, вызванных давно известными и хорошо изученными факторами: природными опасностями (штормы, туманы, льды), техногенными факторами, связанными с наличием на судах сложной техники, мощных источников энергии, топлива, опасных грузов, влиянием «человеческого» элемента (ошибки, промахи в расчетах, неверная оценка ситуации и пр.). Многолетний опыт мореплавания, анализ обстоятельств аварий, случившихся в море, позволил ученым и специалистам разрабатывать отдельные правила, рекомендации и нормы, направленные на предотвращение аналогичных событий в будущем. Таким образом, постепенно, в мировом судоходстве сформировалась совокупность нормативных документов, регламентирующих различные аспекты безопасной эксплуатации судов. Особенно интенсивно этот процесс развивался после начала деятельности ИМО в 1958 г.
В понятие «безопасность на море» входит широкий комплекс мероприятий. Единые нормы проектирования (с учетом безопасности) судна, критерии оценки его технических и экономических характеристик, правила движения и маневрирования в море, судовое оборудование, укомплектованность экипажем — далеко не полный перечень вопросов, от правильного решения которых зависит сохранность судна, людей и перевозимого груза. Эффективно решить эти проблемы можно лишь в том случае, если в международном морском судоходстве будут действовать единые правила, нормы и стандарты по безопасности, применяемые всеми странами. Деятельность ИМО и осуществляется в направлении создания такого глобального режима безопасности судоходства — путем разработки и применения на практике международных документов — конвенций, кодексов, резолюций и др. Информационным базисом для них служат материалы расследований аварийных происшествий, инцидентов, научные разработки, опыт морских специалистов. Таким образом, действующие сейчас международные документы по безопасности мореплавания явились, в основном, реакцией мирового сообщества на крупные аварии, катастрофы на море с целью предотвратить их возникновение в будущем; то есть они носят предписывающий и предупредительный характер.
Однако, в связи с количественным ростом мирового торгового флота, появлением новых типов судов и видов груза возникали и новые опасности, то есть необходимость в создании новых правил и норм, относящихся к безопасности операций на море. Этот процесс увеличения количества действующих обязательных (международных и национальных) требований, правил, стандартов по безопасности продолжается и поныне, что создает существенные трудности для их практического применения в деятельности судового персонала. Очевидно, что при этом рассматривались и анализировались с различных сторон сами аварии и несчастья на море, их причины и последствия — конечные результаты целой последовательности событий (аварийной цепочки), которая возникает вследствие того, что судоходство осуществляется в условиях действия многочисленных агрессивных факторов, наличия разного рода опасностей. С давних пор известно, что безопасность является важнейшей потребностью человека наряду с потребностью в еде, воде, жилище, одежде и т. д. Проблема безопасности предполагает отсутствие, ограничения или устранение опасности, о чем свидетельствует смысл самого слова. Но весь парадокс заключается в том, что безопасности без опасности не бывает. Потребность в безопасности возникает в связи с появлением угроз. Следовательно, критерием возникновения проблемы безопасности является появление чувства опасности или прогнозирование социальных или природных явлений, способных нанести вред людям или важным для них объектам, например судам, портам и др. Ясно без доказательств, что безопасность человеческой деятельности на море может быть обеспечена только при отсутствии для нее опасностей. Не существовало бы опасностей, не было бы и аварий: опасность на море — начало цепочки потенциальных событий, ведущих к авариям. Однако опасности существуют и, следовательно, необходимо их изучать и принимать меры к устранению или минимизации их воздействия на суда, людей, грузы.
Вместе с тем, в документах по безопасности мореплавания обычно основное внимание уделяется обстоятельствам и причинам аварийных происшествий, что несомненно очень важно для предотвращения подобных событий в дальнейшем. Принято считать, что существующие опасности на море рассматриваются в курсах специальных дисциплин в процессе профессиональной подготовки, и судовые офицеры имеют о них достаточное представление, чтобы успешно выполнять служебные обязанности в сфере безопасности. Кроме того, при необходимости они могут обратиться за недостающей информацией к соответствующим справочникам, пособиям и другим источникам. Однако, как показывает практика, сделать это, особенно в условиях дефицита времени, бывает непросто, так как сведения об опасностях для мореплавания «рассеяны» в многочисленных источниках, некоторые из них вообще могут отсутствовать на судне.
И. Ньютон в свое время отметил, что примеры не менее поучительны, чем правила. В данной монографии уделено большое внимание описанию аварийных происшествий с судами, т. е. последствиям воздействия опасных факторов, от которых они не были должным образом защищены. Представляется, что такого рода материалы могут служить полезным дополнением к нормативным документам судовых СУБ и будут способствовать расширению профессионального кругозора курсантов и молодых командиров, не имеющих достаточного опыта работы на судах. На эту категорию специалистов и рассчитана, в первую очередь, данная книга. При ее подготовке, кроме источников, указанных в списке литературы, были использованы материалы ИМО, Морского института Великобритании, ряда национальных агентств по безопасности на море (США, Великобритании, Австралии), ведущих классификационных обществ, международных морских организаций, конференций, публикаций, размещенных в Интернете.
Авторы надеются, что настоящая книга будет также полезна для широкого круга лиц, связанных с проектированием, постройкой, эксплуатацией и обслуживанием морских судов и найдет практическое применение в деятельности судовых офицеров. Вместе с тем очевидно (и авторы не ставили перед собой такую цель), что в ограниченной по объему книге невозможно изложить всю массу сведений, относящихся к опасностям для мореплавания. Для частичной компенсации этого недостатка в конце книги приведен перечень рекомендованных источников информации.