Рисков у морских профессий не менее, чем привлекательных сторон.
Важно знать, что делать моряку в случае травм, болезни и депрессии. К такому мнению пришли участники круглого стола «Кризис на море, возможности реагирования» 23 мая в Одессе. Организаторы (Sailors’ Society UK, Nautical Institute Ukraine, компания Interlegal, Центр социальных инициатив и развития) выводы намерены воплощать в практику.
Программу реагирования на кризисные ситуации в море и создания эффективной модели поддержки моряков обсуждали активисты морской общественности, учебных заведений, тренажерных центров, крюинговых компаний и гости из Великобритании.
Программу реагирования на кризисные ситуации в море и создания эффективной модели поддержки моряков обсуждали активисты морской общественности, учебных заведений, тренажерных центров, крюинговых компаний и гости из Великобритании.
Артур Ницевич, управляющий партнер международной юридической службы компании Interlegal, представил концепцию Центра оперативного реагирования Emergency Response Centre (ERC) in Black Sea Region, который помогает морякам дистанционно решать различные вопросы в сложных ситуациях. Центр оперативного реагирования создан по подобию британского, где Морской институт осуществляет защиту своих подопечных.
– Задача центра – оказать первую помощь, первую консультацию моряку, который попал в неприятную ситуацию, – отметил Артур Ницевич. – Горячая линия работает круглосуточно. Дежурный, получив информацию о происшествии, консультирует или находит нужного специалиста, а может направить юриста для сбора доказательств и представления интересов экипажа. Это бесплатная услуга, которую осуществляют как общественную нагрузку члены комитета Морского института Украины.
По словам профессора Евгения Белоброва, специалиста морской медицины, за последние три месяца уже поступило несколько обращений моряков по различным ситуациям. Экипажу судна в Тихом океане дали совет изменить курс и доставить заболевшего члена экипажа в колумбийскую больницу для срочной операции, что спасло жизнь моряку. В Ильичевском порту был случай отравления фумигатором на борту судна при работе с ядохимикатами. Моряки запросили помощь из автомобиля, когда везли пострадавшего в больницу, и получили советы, что делать в данном случае. Были обращения по правовым вопросам, перевозке опасных грузов.
Получая запрос по «горячей линии», дежурный центра оперативного реагирования направляет его профильным специалистам. Владимир Торский, профессор Морской академии, почетный секретарь морского института Украины, обратился к представителям морских учреждений с предложением сотрудничества для проведения консультаций и оказания помощи тем, кто в море и на берегу.
О том, как заботится о моряках морское общество, которое действует уже более 200 лет, рассказала Сандра Велш, руководитель программ развития для моряков Sailors’ Society UK.
– С помощью капелланов осуществляется помощь в 87 портах 26 стран, – отметила эксперт. – По всему миру действует 109 капелланов, из них девять – в Украине. Ежегодно три с половиной тысячи моряков получают помощь. Капелланы помогают организовать общение с семьей, транспорт, отвечают на духовные запросы. Наши программы развития помогают улучшать жизнь моряка и его семьи. Ведь он должен быть уверен, работая в море, что дома все хорошо.
На примере Филиппин, где тайфуном были разрушены целые поселения, Сандра показала, как благодаря морскому обществу строятся жилища, школы, поликлиники, организуется доставка детей в школы на велосипедах и лодках. Специалист из Великобритании предложила координировать усилия с украинскими организациями, чтобы помогать нашим морякам решать проблемы на море и дома. Сандра также сообщила, что разработана специальная программа в виде мобильного приложения, которая оценивает состояние моряка, советует, на что обратить внимание, помогает обрести благополучие в рейсе, регулировать свое состояние и вовремя устранять пробелы. Также там есть практическая информация о портах, куда собирается идти моряк.
Детали программы расскрыл Александр Димитревич, координатор в странах Восточной Европы программы «Поддержка в кризисных ситуациях на море», который 13 лет занимается психосоциальной поддержкой моряков, трудовыми спорами, кризисными ситуациями.
– Наша психика пластична, – отметил эксперт. – Что бы ни было, мы способны справиться с кризисом при условии должной социальной поддержки. Личность – целостный организм. И у человека должно быть все хорошо в социальной сфере, эмоциональной, физической, интеллектуальной, духовной, когда вы развиваетесь и живете в гармонии с собой и окружающими. Задача – донести до моряков концепцию благополучия, чтобы они более внимательно относились к себе, собственным переживаниям и коллегам. Невнимательность к социально-психическому здоровью может привести к беде, срыву, конфликту. Мы даем технику – учим выявлять сигналы, сначала у себя, потом у коллег.
Моряк всегда воспринимался как чисто техническая единица, которая проводила судно из порта А в порт Б. Но нам не давали азов общения, – подчеркивает специалист. – Поэтому так много проблем социального характера происходит на борту. С помощью тренингов можно дать моряку инструментарий умения работы в команде, решения проблем и реагирования в кризисных ситуациях.
Также актуальна проблема неумения общаться, правильно доносить информацию. Был случай, когда с борта судна пропал моряк. Компания была готова выплатить компенсацию его семье. Но она неправильно подала свои действия, которые были расценены семьей как желание судовлавдельца откупиться. Возник судебный спор, который длился шесть лет. Потеряла деньги компания, семья. И все из-за того, что люди в компании не обладали навыками донесения информации, навыком разрешения конфликтов.
Участники встречи пришли к выводу – нужно наладить семинары для курсантов учебных заведений, в крюингах, чтобы помочь моряку стать более подготовленным в плане психосоциального общения, научить правильному поведению в кризисных и конфликтных ситуациях.
Инна Ищук, Анатолий Венгрук, «МОРЯК УКРАИНЫ», № 20 от 25.05.2016-го