Современный морской транспорт справедливо считается важнейшим элементом морской экономической системы.
По морским путям, соединяющим разные страны и континенты, перевозится более 90% товаров мировой торговли, торговый флот насчитывает около 90 тыс. судов разных типов и размеров, их обслуживает почти 4000 портов, из них крупных – 500, работой на борту судов заняты около 1 млн 200 тыс. моряков разных специальностей. Особенностью морской судоходной индустрии по сравнению с промышленными отраслями на берегу является повышенный риск морских перевозок грузов и пассажиров. Несмотря на впечатляющие достижения в конструкции, оборудовании судов, профессиональной подготовке членов судовых экипажей, уровень аварийности мирового флота остается пока недопустимо высоким. По имеющимся данным, сейчас в море тонет ежегодно 90-100 судов, число аварийных происшествий исчисляется тысячами.
Сотни моряков становятся жертвами стихии или получают травмы в период работы на судах. Однако, из того факта, что мореплаванию присущи аварии и гибель судов и людей, не следует вывод, что от него следует отказаться, напротив, необходимо учиться на уроках аварий и совершенствовать мастерство судовождения. Поэтому повышение безопасности мореплавания – проблема, которой на протяжении длительного времени занимаются различные морские организации, классификационные общества, владельцы и операторы судов. Многолетний опыт мореплавания, анализ обстоятельств аварий, случившихся в море, позволил ученым и специалистам разрабатывать отдельные правила, рекомендации и нормы, направленные на предотвращение аналогичных событий в будущем. Постепенно в мировом судоходстве сформировалась совокупность документов, регламентирующих различные аспекты безопасной эксплуатации судов. Очевидно, что эффективность их влияния на снижение аварийности при операциях на море зависит от людей, работающих на судах, которые должны знать, понимать и применять основные положения этих документов в своей производственной деятельности.
С начала создания Одесского высшего мореходного училища (1944 г.) и все последующие годы его существования (ОВИМУ, ОГМА, ОНМА) на всех факультетах большое внимание уделялось вопросам безопасности мореплавания, судовых производственных операций, охране человеческой жизни на море. В каждой специальной дисциплине определенное количество часов посвящалось рассмотрению опасностей, связанных с теми или иными аспектами деятельности людей на борту судов, и методам и средствам их избежания или минимизации. Однако, в последнее время по ряду причин оказалось, что традиционный подход к изучению вопросов безопасности в сфере судоходства нуждается в совершенствовании и дальнейшем развитии.
Для получения учащимися более полного, целостного пред¬ставления о мерах обеспечения безопасности, которые при¬меняются сейчас в различных секторах мировой судоходной индустрии, необходимо было сконцентрировать соответствую¬щие сведения, прежде рассматриваемые раздельно, в рамках определенных учебных дисциплин, расширить и дополнить за счет новых обобщающих материалов, нормативов, рекоменда-ций, руководств и на этой базе разработать несколько дисци¬плин по целевому назначению и содержанию ориентирован¬ных на наиболее важные стороны безопасности эксплуатации судов. То есть, используя преимущества комплексного подхода, создать цикл взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих всестороннее изучение современного состояния существую¬щих проблем и направлений развития теории и практики безопасности мореплавания.
С целью реализации этой идеи, в 2003 году решением Ученого совета академии была создана кафедра «Безопасность и охрана на море» (БиОМ), основное направление деятельности которой заключалось в концентрации, систематизации и структуризации знаний по вопросам безопасности мореплавания, охраны судов и портов от противоправных действий, развитии научных исследований в этой области, создании комплекса учебных дисциплин, охватывающих все основные аспекты безопасности операций на море, что должно способствовать созданию у курсантов командных факультетов целостного представления о существующей в международном судоходстве системе обеспечения безопасности, имеющихся здесь проблемах и нерешенных задачах, перспективах дальнейшего развития и совершенствования этой системы. В свою очередь, это будет служить повышению профессионального уровня курсантов академии и успешной их деятельности на судах национального флота и зарубежных компаний.
В настоящее время коллектив кафедры состоит, из 14 человек преподавательского и лаборантского состава. Большинство преподавателей имеют базовое морское образование и опыт практической работы на судах морского флота. Так, профессор Топалов В. П. после окончания ОВМУ в 1956 году работал помощником капитана на судах Камчатско-Чукотского морского пароходства и ЧМП. В академии с 1961 года, автор более 180 публикаций, в том числе около 25 книг по вопросам навигации, эксплуатации флота и безопасности судоходства. Позолотин Л. А., доцент, член-корресподент ТАУ, Почетный работник транспорта Украины. Работал капитаном судов Черноморского и Новороссийского морских пароходств, затем в государственных органах управления безопасностью мореплавания, в Департаменте морского и речного флота Украины в должности главного штурмана, в Госфлотинспекции Украины. Автор ряда публикаций, в том числе 10 книг по вопросам безопасности судоходства. Продолжительное время на кафедре плодотворно трудятся преподаватели Кожевникова Е.Е., Кобыляцкий А.А., Костыря Е.В., к.д.п. Волков Ю.В.
Некоторые преподаватели кафедры и сейчас работают на руководящих должностях в морской отрасли Украины. Это Репетей В.Д., к.д.п, доцент, зам. директора ГП «Дельта-лоцман»; Гурьев И.А., к. д. п, работает в Ильичевском морском торговом порту, Щукин А.И. – действующий капитан
Многие преподаватели кафедры являются членами Морского института Украины Великобритании (Nautical Institute) активно участвуют в различных конференциях, симпозиумах, «круглых столах» по вопросам безопасности и охраны на море. Кафедра поддерживает постоянные деловые контакты с Украинским и Российским морскими регистрами судоходства, институтом последипломного образования специалистов морского и речного транспорта Украины, Инспекцией по вопросам подготовки специалистов морского и речного транспорта и дипломирования моряков, Укрморречинспекцией Украины, др. морскими организациями Украины и ряда зарубежных стран.
Заведующий кафедрой — Торский Владимир Георгиевич к.т.н. профессор, Почетный работник транспорта Украины, Почетный работник морского и речного транспорта Украины, академик ТАУ и МАНЭБ, Почетный секретарь Морского института Украины. В 1976 году с отличием окончил ОВИМУ, работал штурманом на судах ЧМП; в ОВИМУ, ОГМА — ОНМА прошел путь от ассистента до профессора.
Преподаватели кафедры проводят учебные занятия, как правило, на старших курсах факультетов: морского судовождения, судовождения на морских и внутренних водных путях; электромеханическом и факультете автоматики по следующим дисциплинам:
1. Управление безопасностью судна
2. Управление безопасностью в судоходстве
3. Применение международных конвенций на борту судна
4. Opганизация поиска и спасания на море
5. Организация и управление судовыми экипажами
6. Маркетинг и менеджмент предприятий морехозяйственного комплекса
7. Лидерство в судовом экипаже
8. Охранные мероприятия и гражданская оборона на судне
9. Организация и нормативное обеспечение охраны судна
10. Системы управления качеством в судоходстве и др
Изучение этих дисциплин предусматривает соответствующую подготовку для выполнения обязанностей офицера по безопасности (Safety officer) для судоводителей и офицера по охране судна (Security officer) для всего командного состава судов.
В учебные занятия входят: чтение лекций, проведение практических и лабораторных работ, консультаций, модульных и контрольных работ, зачетов, а также руководство дипломными работами специалистов, магистров, рецензирование этих работ, участие преподавателей в работе ГЭК и др. При этом используются Video и DVD компьютерные программы, другие технические средства обучения.
Во всех учебных дисциплинах, читаемых на кафедре, основное внимание уделяется вопросам и проблемам управления безопасностью на море, защите окружающей среды от загрязнения и охране судов и портовых средств от противоправных действий. Программы всех дисциплин кафедры составлены с использованием соответствующих разделов модельных курсов ИМО.
Методическое обеспечение учебного процесса на кафедре постоянно совершенствуется путем подготовки и издания методических указаний и практических работ, включения в имеющиеся пособия современной разнообразной информации, получаемой из отечественных и зарубежных источников, результатов выполняемых научно-исследовательских разработок. В дополнение к лекционным материалам и для самостоятельного изучения курсантами отдельных вопросов на кафедре за 10-летний период подготовлено и издано более 30 книг и учебных пособий по безопасности мореплавания и защите окружающей среды от загрязнения.
В них получили отражение как современные достижения и тенденции в этих областях в мировом судоходстве, так и проблемные вопросы, требующие изучения и практического разрешения.
Плодотворная деятельность коллектива кафедры в этом направлении продолжается.
Основное направление научной деятельности коллектива кафедры – «Разработка и совершенствование методов повышения безопасности эксплуатации судов». Оно включает такие разделы как обзор опасных для мореплавания факторов, анализ современных методов повышения безопасности эксплуатации судов, применение способов оценки и управления рисками при операциях на море и другие их результаты получают отражение в лекционных курсах и в научных изданиях академии.
Большое влияние на кафедре уделяется воспитательной работе с курсантами, привитию им чувства высокой ответственности за выполнение служебных обязанностей, созданию в судовом коллективе атмосферы взаимопонимания, готовности прийти на помощь в трудных ситуациях, формированию у молодых командиров навыков лидерства, умения руководить людьми и производственными процессами, работать «единой командой».
Несомненно, на кафедре еще много задач, требующих решения. Судоходство – высокодинамичная отрасль мировой экономики, вместе с изменениями в структуре, организации, взаимодействия её отдельных элементов изменяются и требования в отношении безопасности и охраны деятельности людей при операциях на море. Коллектив кафедры старается отслеживать такого рода явления и процессы, своевременно реагировать на все новые вызовы и угрозы для мореплавания путем введения в учебный процесс соответствующих корректур и дополнений.
Анализируя работу кафедры за прошедшие 10 лет можно с удовлетворением отметить, что весь этот период кафедра БиОМ следовала девизу ИМО: “Safe, Secure and Efficient Shipping on Clean Oceans”.