ГМССБ в вопросах и ответах
Автор Торский В.Г., Качан В. Д.
Издательство Астропринт
Место издат. Одесса
Год 2003
Стр 252
Краткое описание
В книге рассмотрены практические аспекты внедрения, обслуживания и применения Глобальной морской системы связи при бедствии и обеспечении безопасности (ГМССБ).
Предназначена для широкого круга моряков, интересующихся вопросами ГМССБ, может также использоваться курсантами морских учебных заведений судоводительских специальностей в качестве дополнительного пособия к имеющимся академическим учебникам по ГМССБ
Содержание
Введение
ТЕМА 1. Фундаментальные концепции ГМССБ
ТЕМА 2. Системы оборудования
ТЕМА 3. Морские районы
ТЕМА 4. Функциональные требования
ТЕМА 5. Обязательные требования наличия
радиооборудования на судне
ТЕМА 6. Проведение текущего ремонта и профилактики
ТЕМА 7. Радиоспектр частот
ТЕМА 8. Диапазоны частот
ТЕМА 9. Модуляция — демодуляция
ТЕМА 10. Распределение каналов
ТЕМА 11. Антенны
ТЕМА 12. Инспекции и изъятия
ТЕМА 13. Обслуживание оборудования
ТЕМА 14. Сертификаты и требования к персоналу
ТЕМА 15. Тестирование оборудования
ТЕМА 16. Несение вахты
ТЕМА 17. Ведение журнала
ТЕМА 18. Алфавитные позывные и избирательные вызовы.
ТЕМА 19. Идентификатор морской подвижной службы, цифровой код страны, судна
ТЕМА 20. Идентификаторы морской подвижной службы групп береговых станций
ТЕМА 21. Идентификационные номера ИНМАРСАТ для терминалов А и В
ТЕМА 22. Идентификационные номера ИНМАРСАТ для терминала С
ТЕМА 23. Формат цифрового избирательного вызова.
Отправляемая информация
ТЕМА 24. Операции с ЦИВ
ТЕМА 25. Частоты ЦИВ
ТЕМА 26. Передача сигнала бедствия
ТЕМА 27. Последующая передача в радиотелефонном режиме
ТЕМА 28. Ответ на сигнал бедствия
ТЕМА 29. Ретрансляция сигналов бедствия
ТЕМА 30. Действия, которые необходимо предпринять после передачи ложного сигнала бедствия
ТЕМА 31. Прекращение работы и возобновление нормального радиообмена
ТЕМА 32. Радиообмен по сигналу срочности
ТЕМА 33. Радиообмен по безопасности
ТЕМА 34. Частоты
ТЕМА 35. Другие процедуры
ТЕМА 36. РЛО: введение в действие и работа со спасательными средствами
ТЕМА 37. Процедуры с РЛО
ТЕМА 38. Частота и функционирование РЛО
ТЕМА 39. Процедуры тестирования РЛО
ТЕМА 40. АРБ. Структура и действие системы
ТЕМА 41. АРБ. Сигнал бедствия. Особенности
ТЕМА 42. Сигналы для обнаружения АРБ
ТЕМА 43. Приемно-передающая аппаратура спасательных средств
ТЕМА 44. Поиск и спасание спасательным координационным центром. Системы и процедуры
ТЕМА 45. Радиосвязь на месте происшествия
ТЕМА 46. УКВ: настройка, громкость, автоматическая регулировка громкости, мощность, диапазон
ТЕМА 47. НАВТЕКС: рабочие операции,
ТЕМА 48. Программирование НАВТЕКС
ТЕМА 49. НАВТЕКС. Формат сообщения
ТЕМА 50. Сеть безопасности. Рабочие операции
ТЕМА 51. Сеть безопасности. Информация
ТЕМА 52. Приемник расширенного группового вызова (РГВ)
Приложение 1. УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ГМССБ
1.1. Функции ГМССБ
1.2. Радиотелефонная связь
1.3. Радиотелексная связь
1.4. Цифровой избирательный вызов (ЦИВ)
1.5. Процедуры ГМССБ с использованием ЦИВ
1.6. Международная спутниковая система морской связи ИНМАРСАТ
1.7. Радиооборудование судовых спасательных средств
1.8.Операции по поиску и спасанию
Приложение 2. ДОКУМЕНТЫ ИМО (выдержки)
2.1. Резолюция А.814(19)
2.2. Циркуляр 17 (КОМСАР)
2.3. Резолюция А.8О109)
2.4. Резолюция А.887(21)
2.5. Резолюция А.888(21)
Приложение 3. ДОКУМЕНТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОЮЗА ЭЛЕКТРОСВЯЗИ (ITU) (извлечения)
3.1. Справочник по береговым радиостанциям
3.2. Регламент радиосвязи
3.2.1. СТАТЬЯ S30. Общие условия
3.2.2. СТАТЬЯ S31. Частоты в ГМССБ
Приложение 4. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
4.1. GMDSS Log
4.2. Frequencies of GMDSS equipment
4.3. Phonetic alphabet and figure code
4.4. Safety communications posters
4.3. Основные сокращения
Введение
Практическое решение вопросов управления судами, обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море, оказания помощи судам в случае бедствия немыслимо без использования современных средств связи и навигаций. Особенно заметные изменения в развитии радиотехнических средств связи и навигации произошли в последние годы ушедшего столетия. В этот период решалась важная задача по созданию новых образцов современного судового оборудования, внедрению цифровых систем связи, разработке новой системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности судоходства на основе внедрения высокого уровня автоматизации.
В 1988 году на Конференции в Лондоне был обсужден и одобрен текст новой главы IV «Радиосвязь» и связанные с этим поправки к главам I, II, III и V Конвенции СОЛАС-74. Поправки были приняты в 1992 году. С этого периода началось поэтапное внедрение Глобальной морской системы связи при бедствии и обеспечения безопасности (ГМССБ), функциональная схема которой изображена на рис. 1.
Это, в свою очередь, повлекло необходимость установки на судах новых видов оборудования радиосвязи. В настоящее время все суда должны иметь радиолокационные ответчики (РЛО), портативные (носимые) УКВ радиостанции, устройство ЦИВ, предназначенное для несения непрерывной вахты на УКВ, ПВ/КВ диапазонах, аварийные радиобуи (АРБ), приемник навигационных сообщений (НАВТЕКС), приемники расширенного группового вызова и др.
С 1 февраля 1999 года все суда должны были быть оснащены оборудованием ГМССБ независимо от года постройки. Таким образом, внедрение этой системы вызвало повышение требований к морским специалистам, обеспечивающим устойчивую и надежную радиосвязь во время нахождения судов в Мировом океане. Исходя из этого, главным действующим лицом в использовании всего комплекса оборудования ГМССБ становится оператор, умеющий управлять им на основе показаний соответствующих приборов и индикаторов, т. е. не путем прямого воздействия на регулирующие органы, а посредством переключения определенных органов управления. Все это требует от оператора соответствующих знаний и навыков, особенно в экстремальных ситуациях.
Наиболее эффективным средством обучения и тренировок специалистов плавсостава служат учебно-тренажерные центры, учебно-тренажерные суда, тренажеры ГМССБ, РЛТ и т. д. Это позволяет за относительно короткое время выработать определенные навыки у морских специалистов. В настоящее время все тренажеры в Украине лицензированы.
В соответствии с требованиями, которые предписаны Международной конвенцией по подготовке, дипломированию моряков и несению вахты (ПДНВ-78/95), для подтверждения действительности диплома (раздел А-1/11) необходимо пройти соответствующую подготовку, основанную на использовании тренажеров. Исходя из этих требований, каждый судовой специалист, выполняющий обязанности по радиосвязи, должен продемонстрировать доказательства своей компетентности и оценки демонстрации процедур по связи с использованием тренажерного оборудования. На основании экзамена, сданного Государственной квалификационной комиссии (ГКК), и протокола Администрацией выдается диплом в соответствии с Правилом IV и Разделом A-IV/2 ПДНВ 78/95. Согласно пунктам 29 и 37 раздела B-IV/2 Главы IV «Требования в отношении радиоспециалистов» подготовка должна осуществляться по утвержденным программам для операторов с общим дипломом и операторов с ограниченным дипломом.
Лица, проходящие подготовку на тренажерах ГМССБ, обязаны в достаточной мере знать основные процедуры по связи, в строгом соответствии с Регламентом радиосвязи, условные сигналы бедствия, безопасности, срочности, уметь составлять и передавать сообщения, пользоваться справочной литературой.
При подготовке настоящего пособия авторы руководствовались:
— требованиями Международной конвенции по подготовке, дипломированию моряков и несению вахты 1978 года с поправками к ней 1995 года;
— требованиями резолюций ИМО от 23 ноября 1995 года:
А.801(19) — «Обеспечение радиослужб для Глобальной системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности»;
o А.802(19) — «Эксплуатационные требования к радиолокационным транспондерам спасательных шлюпок и плотов, используемых в поисково-спасательных операциях»;
o А.803(19) — «Эксплуатационные требования к судовым УКВ установкам, обеспечивающим радиотелефонную связь и ЦИВ»;
o А.805(19) — «Эксплуатационные требования к свободно всплывающим УКВ радиобуям-указателям местоположения»;
o А.806(19) — «Эксплуатационные требования к судовым ПВ/КВ радиоустановкам, обеспечивающим радиотелефонию и ЦИВ»;
o А.807(19) — «Эксплуатационные требования к судовым земным станциям ИНМАРСАТ-С, обеспечивающим передачу и прием сообщений с использованием УБПЧ телеграфии»;
o А.808(19) — «Эксплуатационные требования к судовым земным станциям, обеспечивающим двухстороннюю связь»;
o А.809(19) — «Эксплуатационные требования к УКВ аппаратуре двухсторонней радиотелефонной связи спасательных шлюпок и плотов»;
o А.810(19) — «Эксплуатационные требования к спутниковым свободно всплывающим аварийным радиобуям-указателям местоположения (АРБ), работающих на частоте 406 МГц»;
o А.811(19) — «Эксплуатационные требования к судовой интегрированной системе радиосвязи (СИСР) при ее использовании в ГМССБ»;
o А.812(19) — «Эксплуатационные требования к спутниковым свободно всплывающим аварийным радиобуям-указателям местонахождения, работающим на частоте 1,6 ГГц через систему геостационарных спутников ИНМАРСАТ»;
o А.814(19) — «Руководство по избежанию ложных оповещений о бедствии»;
— рядом резолюций 20, 21 и 22 Ассамблеи ИМО, часть из которых упомянута или приведена (в виде извлечений) в настоящем издании.
Основой предлагаемой книги являются вопросы и ответы по ГМССБ (52 ключевые темы — около 300 вопросов, на русском и английском языках).
Тем не менее авторы посчитали необходимым дополнительно включить в качестве приложений более расширенные сведения, содержащие справочные и нормативные материалы и документы по рассматриваемому вопросу.
Надеемся, что такое сочетание материалов позволит нашим читателям получить для ряда положений более доступное изложение, чем в имеющихся академических пособиях по ГМССБ, за счет некоторой потери строгости изложения.
Авторы будут признательны за любые замечания и пожелания по совершенствованию структуры книги и улучшению ее содержания.