Как известно, после определенного периода «работы» в судоходной индустрии важнейший инструмент ИМО — МКУБ, принесенную кодексом пользу и существующие недостатки применения попытались оценить специалисты МИВ.
Аналогичную акцию недавно провела международная организация МФТ в отношении введенного в действие с 1 июля 2004 года нового документа ИМО — Кодекса ОСПС. Соответствующие анкеты-вопросники были разосланы в январе 2005 г. инспекторам МФТ (127 человек) и в 230 профорганизаций — членов МФТ, которые представляют около 700000 моряков, портовиков, сотрудников обслуживающих транспортных предприятий. Было получено 58 заполненных анкет: свое мнение в отношении эффективности ОСПС прислали представители морских профсоюзов Великобритании, Китая, Бельгии, Мальты, Бразилии, США, Испании, Индии и др. Можно утверждать, что полученные анкеты представляют мнение примерно 165 тыс. моряков.
Анализ присланных в МФТ отзывов свидетельствует, что внедрение Кодекса ОСПС в практику судоходства принесло для мореплавателей:
- увеличение рабочей нагрузки;
- повышение ответственности;
- отсутствие соответствующего повышения зарплаты;
- неадекватную подготовку;
- ограничение при сходе на берег впортах;
- проблемы в получении американской визы;
- затруднения в посещении судов представителями профсоюзов и благотворительных организаций.
Около 58% респондентов не получили разрешения сойти на берег в портах США, Северной Европы, Тайваня и др. Более 62% лиц, приславших ответы, считают, что подготовка судовых офицеров по охране недостаточна и не соответствует требованию практики. Введение Кодекса ОСПС не привело к увеличению количественного состава экипажей, хотя нагрузка и требования к людям на борту существенно возросли. Практическое применение Кодекса вызывает много вопросов: например, как идентифицировать террориста или как поступать, если на судно входят вооруженные люди (охранники), не желающие предъявлять свои документы вахтенному у трапа? Как видно, введение ОСПС повлекло за собой много негативных явлений.
А положительных? Оказалось, что есть мнения и об этом: 59 % респондентов считают, что Кодекс повысил защиту на судах и в портах. Такой обнадеживающий вывод сопровождается комментарием, что после применения Кодекса количество вооруженных нападений уменьшилось. Отчет МФТ заканчивается призывом к государствам флага и судовладельцам приложить больше усилий (и денег) в подготовку судового персонала и снижение риска атак на суда и портовые средства.