Некогда крупнейшее в Советском Союзе, со славными традициями, дважды орденоносное Черноморское морское пароходство отметило 175-ю годовщину со дня образования.
Несмотря на то, что ныне ГСК «ЧМП» переживает не лучшие времена, необходимо вспомнить добрым словом всех тех моряков, специалистов, береговых работников, которые своим самоотверженным трудом на протяжении многих лет создавали и развивали это огромное морское предприятие, обеспечивали безаварийные и высококачественные перевозки народнохозяйственных грузов по всему миру.
Поздравляя всех ветеранов ЧМП со славной годовщиной пароходства, желаем им доброго здоровья, благополучия и счастливого плавания в бурных водах житейского моря. Верим в то, что суда Черноморского пароходства еще будут бороздить моря и океаны, неся на корме флаг некогда великой морской державы Украины.
Комитет МИУ
Наша справка ГСК «ЧМП» была основана в 1833г. Во времена СССР была крупнейшей в мире компанией, владевшей 500 судами общим дедвейтом свыше 3 млн т. В годы независимости Украины большинство судов было передано офшорным компаниям или продано на аукционах за долги.
«Самое синее в мире — Черное море мое…» оно хранит память о морских походах киевских князей, о первом Торговом договоре с Византией, о многовековой борьбе славянских народов за выход к его берегам. Море помнит, как были забиты первые сваи будущей купеческой гавани, помнит рождение порта.
28 мая 2008 года исполнилось 175 лет установления регулярного пароходного сообщения на Черном море. Проект об учреждении компании парового судоходства был утвержден 16 мая 1833 года.
В проекте указывалось: «Для установления скорого, регулярного и постоянного сообщения между Одессой и Константинополем учреждается «Черноморское общество пароходов».
Первые пароходы для Черного моря были построены в 20-х годах ХГХ века: «Везувий» /1820 г./, «Надежда» /1827 г./, «Одесса»/1828 г./. Черноморскому обществу пароходов правительством было передано 3 парохода: «Нева», «Император Николай», «Императрица Александра»; пароходы совершали рейсы между Одессой и Константинополем помимо перевозки грузов и пассажиров общество на своих судах перевозило почту.
Для поддержания внутренних линий между Одессой, Евпаторией, Керчью, Бердянском, Таганрогом в 1835 г. создается «Новороссийская пароходная компания» или «Комиссия Новороссийских пароходов».
В 1843 году создается Новая Пароходная Организация из казенных пароходов — Одесская пароходная экспедиция, которая в 1845 году стала Объединенной Пароходной Организацией, включившей в себя ранее созданные «Черноморское общество пароходов»,«Новороссийскую комиссию» и «Днестровское пароходство».
«Одесская пароходная экспедиция» просуществовала до начала Крымской войны, в ходе которой в составе Экспедиции осталось 4 парохода.
После крымской войны, в 1856 году создается «Русское общество Пароходства и торговли» — РОПИТ. Первыми пароходами РОПИТ были «Юнона», «Церера», «Паллада» «Николаев», «Дон», купленные в 1857 г. в Англии. Через год флот общества состоял из 35 пароходов. К 1913 году торговый флот РОПИТ насчитывал 75 пароходов общей вместимостью 200 000 per. тонн. Часть судов торгового флота Черноморья была потеряна во время 1-й мировой войны 1914- 1918 гг. Но особенно большие потери были нанесены флоту в период гражданской войны и военной интервенции. Оставляя Одессу, к 1919 г. интервенты разграбили порт, захватили 112 торговых судов.
В 1921году на Черном море насчитывалось годных судов — 29, на Азово-Кавказском побережье — 15.
В сентябре 1922 года РОПИТ влился в состав вновь созданного Государственного Черноморско-Азовского морского пароходства /ГОСЧАП/.
1 июля 1925 года Советом Труда и Обороны СССР принята программа пятилетнего плана судостроения/1925- 1939гг./, которой предусматривалось строительство для Черного и Азовского морей 95 судов. К 1940 году грузоподъемность флота бассейна составляла 295 500 тонн. В его составе насчитывалось 28 грузопассажирских и 67 сухогрузных судов.
Великая Отечественная война /1941- 1945 гг./ застала морской транспорт пароходства значительно возросшим.
Для улучшения руководства перевозками на Черноморско-Азовском бассейне создается ЧАБУ — Черноморско-Азовское бассейновое управление, которое было ликвидировано в октябре 1943года и восстановлена деятельность Черноморского сухогрузного государственного морского пароходства.
В сентябре 1944 года, после освобождения всего Черноморья, из Черноморско-Азовского бассейнового управления были выделены в самостоятельные организации:
- Управление Черноморского пароходства «Совтанкер» /Одесса/;
- Сочинское пароходство;
- Азовское пароходство.
В 1967 году на базе управления сухогрузного и пассажирского флота создается Черноморское морское пароходство — ЧМП.
ЧМП было одним из крупнейших пароходств мира. Морские владения пароходства простирались от Днестровского лимана до Керченского пролива. В 1970 году работало 215 транспортных судов ЧМП общей грузоподъемностью 1,9 млн.тонн. Суда пароходства ежегодно посещали более 300 портов стран мира. Свыше 85% судов были серийными, построенными за последние 10 лет, рост флота ЧМП обусловил развитие судоремонтной базы. Как жаль, что о создании, развитии и былой славе Черноморского морского пароходства, которое владело современными судами различного назначения: контейнеровозами, судами типа «РО-РО», балкерами, рефрижераторными судами, универсальными сухогрузами, пассажирским флотом, приходится писать в прошедшем времени! Напоминанием о былой мощи всего торгового флота был единственный и уникальный на всем постсоветском пространстве Музей морского флота Украины, в фондах которого пока еще хранятся музейные экспонаты — свидетели былой мощи морской отрасли. Неужели и о Музее морского флота Украины мы также будем вспоминать в прошедшем времени!
Директор музея морского флота Украины Л. В. Бондаренко