АВАРИЙНЫЕ МОРСКИЕ ПРОИСШЕСТВИЯ В КЕРЧЕНСКОМ ПРОЛИВЕ 11-12 ноября 2007 г.с т/к «ВОЛГОНЕФТЬ-139», т/х «ВОЛЬНОГОРСК», т/х «НАХИЧЕВАНЬ», т/х «КОВЕЛЬ»
(доклад на семинаре ИПО МТЗУ «Политика предприятий отрасли по безопасности судоходства» 05.03.2008г.)
ВВЕДЕНИЕ
Все 4 судна (флаг- Российская Федерация) стояли на якорях в районе якорной стоянки № 451 и 471 Керченского пролива в ожидании выгрузки.
1. 11 ноября 2007г т/к «Волгонефть-139» переломился на две части в районе 471 якорной стоянки в координатах ш=45°11,9′ N; д=36°32,0′ Е, на борту 4077 т. мазута. Танкер разломился в районе трюмов 5 и 6, в море вылилось около 2000 тонн мазута марки М-100. Носовая часть после дрейфа на якорях затонула в координатах ш=45°1Г6 N; д=36°ЗГ8 Е, кормовая часть села на мель в координатах ш=45° 15′ 1 N;д=36″30’2 Е.
На танкере находилось 13 членов экипажа. Весь экипаж в полном составе 11.11.2007 в 15:55 был снят с кормовой части танкера буксиром «Иван Красносельский» (флаг-Украина) и в 16:35 пересажен на м/б «И. Задорожный» (флаг-Россия);
2. 11 ноября 2007 г т/х «Вольногорск» затонул на глубине 11 м в районе 471 якорной стоянки в координатах ш=45°1Г5 N; д=36°ЗГ7 Е, на борту 2436 т. серы.
На судне находилось 8 членов экипажа, которые на спасательном плоту были выброшены на берег и спасены российскими пограничниками;
3. 11 ноября 2007г т/х «Нахичевань» затонул на глубине 8,5 м в районе 471 якорной стоянки в координатах ш=45″12’8 N; д=36″33’5 Е, на борту 2365 т. серы.
На т/х «Нахичевань», согласно судовой роли, находилось 11 членов экипажа. Три человека были спасены буксиром «Нептуния» (флаг-Украина), 4- найдены погибшими, 4 члена экипажа считаются безвести пропавшими.
4. 12 ноября 2007г т/х «Ковель» затонул на глубине 8,4 м в координатах ш=45°09,2′ N; д=36°26,6′ Е, на борту 1923 т. серы, На судне находилось 11 членов экипажа, которые в полном составе 11.11.2007г. в 16:00 были сняты с борта гибнущего судна буксиром «Меркурий» (флаг-Россия).
ПОГОДНЫЕ УСЛОВИЯ НА МОМЕНТ АВАРИЙНЫХ СОБЫТИЙ
Ветер Южных направлений от 24 м/с до 37 м/с. Волнение моря до 5 м.
1. т/к «ВОЛГОНЕФТЬ 139»
- порт приписки Астрахань;
- принадлежит ВАТ «Волготанкер»;
- построен в 1978 г. на судостроительном заводе «Иван Димитров», Руссе, Болгария;
- идентификационный номер ИМО: 8849608;
- груз — мазут марки М-100 в количестве 4077,2 т;
- технический надзор за судном осуществляло федеральное государственное учреждение (ФГУ) «Российский речной регистр»;
- согласно Классификационному свидетельству судну был присвоен класс +М-СП 2.5. С ограничением плавания в летнюю навигацию в Азовском и Чёрном море с предельно допустимой высотой волны 3% обеспеченности не более 2.0 м. Районом плавания для танкера «Волгонефть-139» являются Керченский пролив к югу от острова Коса Тузла к якорной стоянке в координатах: ш=45°06′ N, д= 036*33′ Е круглогодично, Керченский пролив от острова Коса Тузла до линии м. Такиль — м. Панагия: апрель-октябрь включительно.
Описание АМП т/к «Волгонефть 139»
09.11.07 в 11:23т/к «Волгонефть-139» прошел из Азовского моря Керченским проливом фарватерами № 50- 52 под управлением ЦРДС «Кавказ» и стал на якорь в координатах: ш=45″11,9′ N; д=36°32,0′ Е в районе якорного места № 451 (Российская Федерация).
11.11.07в03:39 ЦРДС«Керчь»на14-мканалеУКВ получил доклад от капитана т/к«Волгонефть-139» о том, что в координатах ш=45°11,9’N; д=36°32,0’E. судно переломилось на волне в районе трюмов 3-4 с разливом мазута в море.
Носовая часть дрейфует на якоре, кормовая часть, на которой находится экипаж в составе 13 чел., дрейфует в направления 340° со скоростью около 3 узл.
Погодные условия: ветер Южный от 24 м/с до 37 м/с, высота волны до 5,0 м.
В 05:06 кормовая часть т/к «Волгонефть-139» прекратила дрейф и села на мель в координатах ш=45″15,l’N;д=36″30,2′ E.
В 05:35 м/б «Иван Красносельский» (Украина) подошел к кормовой части т/к «Волгонефть-139» и начал снимать экипаж. В 15:55 весь экипаж в составе 13 чел. был снят и в 16:35 передан на борт м/б «И. Задорожный» (Россия).
13.11.07 в 12:30 к кормовой части танкера «Вол-гонефть-139» подошли российские м/б «И. Задорожный» и т/к«Волгонефть-119» с целью перекачать остатки груза на т/к «Волгонефть-119».
В 15:00 к кормовой части подошли с/с «Светломор-3» (Россия) и м/б «Портовик» (Украина), по информации которых из кормовой части танкера «Волгонефть-139» наблюдается вытекание нефтепродуктов, полоса шириной 150- 200 м и протяженностью около 2 км. Полоса нефти перемещается к востоку до юго-востока в сторону побережья Российской Федерации.
13, 14 и 15.11.2007 м/б «И. Задорожный» и т/к «Волгонефть-119» проводили откатку мазута из кормовой части танкера «Волгонефть-139».
15.11.2007 в 16:00 кормовая часть т/к «Волгонефть-139» была отбуксирована в порт Кавказ.
2. т/х «ВОЛЬНОГОРСК»
- построен на судостроительном предприятии Slovenske Lodenice, Комарно, Чехословакия, в 1965 году;
- технический надзор за судном осуществлял Российский речной регистр, дата последнего освидетельствования — 29 марта 2007 г.;
- судно предназначено для перевозки генеральных, насыпных, тарно-искусственных грузов;
- согласно Классификационному свидетельству судно имеет класс +О-ПР2,0Ас районом плавания на внутренних водных путях разрядов «Л», «Р» и «О» при высоте волны 3%-й обеспеченности не более 2,0 м.
Описание АМП с т/х «ВОЛЬНОГОРСК»
07.11.2007г. т/х «Вольногорск» прошел из Азовского моря под управлением ЦУРС «Кавказ» Керченским проливом фарватерами № 50- 52 и в 14:33 стал на якорь в районе якорной стоянки № 451.
11.11.2007г в соответствии со схемой движения судов с 03:30 до 09:30 11.11.2007г т/х «Вольногорск» дрейфовал на якоре в северо-северо-западном направлении под воздействием ураганного ветра и волнения. За этот период дрейф составил около 3,6 кбт.
В 09:30 была получена информация от «Кавказ-Радио-17», что в координатах ш=45°ll,5’N; д=36°31,7’Е на глубине 11 метров затонул т/х«Вольногорск», на борту груз серы 2436 тонн, экипаж 8 человек находится на спасательному плоту, дрейфует по ветру. К месту затонувшего судна был немедленно направлен буксир «Нептуния» (Украина).
В 11:36 со спасательного плота т/х «Вольногорск» вышли на связь, и доложили, что плот выброшен на российскую дамбу, на плоту 8 человек. Все восемь членов экипажа спасены российскими пограничниками.
Сигналы бедствия судном не подавались.
По сообщению капитана порта «Кавказ» т/х «Вольногорск» лежит на Грунте вверх килем.
3. т/х «НАХИЧЕВАНЬ»
- построен в Чехословакии, в 1966 году на судостроительном предприятии Slovenske Lodenice, Комарно;
- дооборудован по проекту 2188/Д2-СП ООО «Судопроект» в 2007 г в Ростове-на-Дону;
- судно с грузом имеет осадку 3,2 м, высота борта около 2,0 м;
- груз сера 2365 тонн;
- технический надзор за судном осуществлял Российский речной регистр, дата последнего освидетельствования — 8 августа в 2007 г.;
- согласно Классификационному свидетельству судно имеет класс +М-ПР2,0 с районом плавания в морских прибрежных районах разряда «М-ПР» при высоте волны 3% обеспеченности не более 2,5 м. с высотой надводного борта 1,815 м. инеболее 2,0 м. с высотой надводного борта 1,640 м.
Описание АМП с т/х «НАХИЧЕВАНЬ»
07.11.2007 года т/х «Нахичевань» прошел из Азовского моря Керченским проливом фарватерами № 50- 52 под управлением ЦУРС «Кавказ» и 08.11.2007 в 23:00 стал на якорь вблизи якорной стоянки № 451.
11.11.2007г. в 10:49 т/х «Астра» на 14-м канале УКВ сообщил, что в координатах ш=45°12,0’N; д=36°33,3′ Е. тонет судно. К месту аварии из района якорной стоянки № 471 для оказания помощи немедленно был направлен буксир «Нептуния».
В 11.41т/х«Нахичевань» в координатах ш=45″12,8′ N;д=36°33,5′ E затонул на глубине 8,5 м с грузом серы на борту в количестве 2365 т.
В 10:50 к месту гибели т/х «Нахичевань» прибыл м/б «Нептуния», который в 12:00 поднял из воды и спас 3-х членов экипажа т/х «Нахичевань».
Сигнала бедствия судном не подавалось, на связь с ЦРДС «Керчь» гибнущее судно не выходило.
По результатам опроса 3-х членов экипажа т/х «Нахичевань» (матрос Радомский Р. В., повар Рей А. С, матрос Горшков А. С.) было установлено:
06.11.2007 г. т/х «Нахичевань» вышел из Усть-Донецкого порта в порт Кавказ под разгрузку.
08.11.07 в 12:30 стали на якорь в 451-м якорном месте порта Кавказ.
11.11.2007г. в связи с неполадками брашпиля не могли сняться с якоря. Для большей уверенности стоянки на правом якоре отдали левый якорь, а также был запущен главный двигатель и судно подрабатывало на передний ход.
Около 11.30 капитан объявил общесудовую тревогу, нос суда ушёл под воду, вода заливала 1-й трюм.
Весь экипаж собрался на шлюпочной палубе. Волной смыло часть гидрокостюмов. На всех членах экипажа, кроме капитана, были спасательные жилеты.
Документы и ценные вещи поместили на спасательный плот, который смыло водой, высота волны достигала 5-6 метров.
За борт был сброшен второй спасательный плот (на 20 человек), однако крепление плота порвалось и плот унесло от судна. Судно продолжало тонуть поскольку трюмы наполнялись водой, которая поступала через борт судна (вероятно крышки трюмов были сорваны волной — примечание автора).
Люди находились на шлюпочной палубе, затем их смыло волной. Капитан держался за лебедку, но его также смыло за борт.
Находясь в воде, видели капитана, который что-то кричал, но оказать ему помощь физически не могли. Волна достигала высоты до 3-5 м, ветер — был около 25 м/с.
Через 30-40 минут повара и двух матросов спас м/б «Нептуния» (Украина).
4. т/х «КОВЕЛЬ»
- построено в 1957 году на заводе «Красное Сормово», Россия, Нижний;
- технический надзор за судном осуществлял Российский речной регистр, дата последнего освидетельствования — 24 марта 2007 г
- Судно предназначено для перевозки насыпных, тарно-искусственных грузов навалом, таких как строительный щебень, песок, уголь, бумага в рулонах, лес в колодах. На момент гибели судна на борту было 1923 тонн серы;
- Согласно Классификационному свидетельству судно имеет класс + О 2,0 с районом плавания на внутренних водных путях России разряда «О», при высоте волны 3% обеспеченности до 2,0 метров и меньше.
Описание АМП с т/х «КОВЕЛЬ»
06.11.2007 года т/х«Ковель» прошел из Азовского моря Керченским проливом в район 451-го якорного места под управлением ЦУРС «Кавказ» для разгрузки груза гранулированной серы на судно-накопитель. По инф ормации капитана т/х«Ковель» в период перегрузочных работ на судно — накопитель было отгружено 300 тонн, что подтверждено ЦРРС «Керчь».
11.11.07 в 12:31 исходя из жёстких погодных условий и критического состояния судна, капитаном т/х «Ковель» было принято решение отдать жвака-галс якоря. Непосредственно поблизости от т/х «Ковель» находится м/б «Нептуния».
В 12:57 т/х «Ковель» снялся с якоря.
В 13:10 ЦРДС «Керчь» предупредил капитана т/х«Ковель» об опасном направлении его движения — на затонувший т/х «Вольногорск», при этом было рекомендовано отвернуть вправо, дистанция до за¬тонувшего т/х«Вольногорск» была около 0,5 мили.
В 13:18 т/х«Ковель» предположительно столкнулся с затонувшим т/х«Вольногорск», получил пробоину в средней части судна в районе миделя и продолжал следовать на ветер в сторону крымского побережья. Его движение обеспечивали м/б «Бора» и «Нептуния» с целью вывести в безопасное место под прикрытие крымского побережья Керченского пролива.
В 14:10 т/х«Ковель» стал на якорь в 9 кбт. под прикрытие Крымского побережья а в координатах ш=45-09,2’N;д=36-26,6′ E.
В 14:44 т/х«Ковель» доложил на ЦРРС «Керчь» о поступлении воды в носовую часть судна, требуется помощь.
В 15:20 для оказания помощи к т/х«Ковель» по¬дошел м/б«Меркурий»(Россия).
8 16:00 в связи с критическим состоянием судна было принято решение пересадить весь экипаж (11 человек) на м/б «Меркурий», что и было выполнено.
12.11.07 в 07:04 по информации бункеровщика «Монерон» над водой осталась только рубка т/х «Ковель». Судно затонуло на глубине 8,4 м в координатах ш=45″09,2′ N; д=36°26,6′ Е с грузом серы в количестве 1923 тонн.
АНАЛИЗ АВАРИЙНЫХ МОРСКИХ ПРОИСШЕСТВИЙ
Передача штормовых предупреждений
Передача штормовых предупреждений для судов в Керченском проливе и его окрестностях в дополнение KNAVTEX передавалась «Керчь- Трафик- Контроль» на русском и английском языках (расшифровка аудиозаписей ЦРДС системы VTS — 5000G «KONSBERG NORCONTROL SYSTEM AS»)
09 ноября 2007 г
Штормовое предупреждение № 16, 17. Утром 10.11.07. по району и порту ожидается усиление ветра OTS 19-24 М/С. ПО 2-му квадрату волнение 20-40 ДМ. ПО первому квадрату 13- 20 дм. Сохранится до конца дня. Ветер ночью SE 6- 11, порывы до 14 м/с. Утром, днем 19- 24 м/с. Высота волны по первому квадрату ночью 7- 12 , днем 13- 20 дм., по второму квадрату 20- 40 дм.
10 ноября 2007 г.
В середине дня по району и порту Керчь ожидается усиление ветра от S 12- 17 м/с, высота волны по второму квадрату 15- 25 дм. Прогноз погоды Ветер SE, S 6 — 11 м/с. Порывы до 14 м/с. В середине дня 15- 20 м/с. Высота волны по первому квадрату 7-12 дм. По второму квадрату 15- 25 дециметров
10 ноября 2007 г.
Штормовое предупреждение № 16,17. К 17- 18 часам, сегодня, ожидается усиление ветра от S до
15-20 м/с. К ночи усиление ветра ожидается до 19-24 м/с. Волнение на севере 13- 20 дм, на юге 25- 35 дм. Сохранится до конца 11 ноября, с дальнейшим усилением к ночи до 19- 24 м/с. Волнение на юге 25- 35 дм. сохранится до конца 11 ноября.
11 ноября 2007 г.
Внимание всем судам на якорных стоянках и в Керченском проливе. Прослушайте прогноз погоды на сегодня. Штормовое предупреждение № 3. С 7 утра до 9 часов утра по району и порту ожидается усиление ветра от SW с переходом на W 25- 30 м/с. Волнение в проливе 15- 25 дм, по второму квадрату 30- 50 дм. Сохранится до конца дня. Сам прогноз погоды. Ветер SW, W 25- 30 м/с. Высота волнения по первому квадрату 15- 25 дм, по второму квадрату 30- 50 дм, волнение в порту 13- 20 дм.
Последствия АМП
- Фактическая гибель судов с загрязнением окружающей среды, (три судна затонули, одно переломилось на две части, из которых кормовая часть осталась на плаву, а носовая — затонула).
- 4 человека погибли, 4 человека пропали без вести.
ОБЪЕМ И ВИД ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ
- Мазут (марка М-100) в количестве около 2000 т. т/х«Волгонефть-139».
- Сера на затонувших т/х «Вольногорск»,т/х «Нахичевань» и т/х «Ковель» в количестве около 6724 т.
- Судовые запасы дизельного топлива, масла и других смазочных материалов в судовых механизмах и оборудовании, которое находится на затонувших судах.
- Наличие останков затонувших судов, которые создают опасность судоходству в местах их гибели, и загрязнения окружающей среды.
Причины АМП
- Невыполнение капитанами судов требований Классификационного общества относительно установленных районов и гидрометеорологических условий плавания.
- Необеспечение судовладельцами безопасных условий плавания судов.
- Отсутствие своевременных мероприятий со стороны капитанов судов относительно заблаговременного изменения места якорной стоянки, перехода в безопасное место укрытия по получению предупреждения о штормовой погоде и усилении ветра.
- Выход судов в море, которые имеют класс Речного регистра, без учета погодных условий;
- Отсутствие анализа прогноза погоды капитанами судов;
- Отсутствие организации надлежащей вахтенной службы на судах при стоянке на якоре;
- Не выполнение капитанами судов требований ПРИП-130/02 и Извещения мореплавателям Российской Федерации 2004 года — ИМ 4242/04(2) о том, что суда, осуществляющие плавание в Керченском проливе под контролем Центра УДС Кавказ, должны нести постоянную дежурную вахту на 10 и 14 каналах УКВ, и иметь связь с ЦРДС Керчь;
- Невыполнение требований капитана Керченского МТП о переходе речных судов из южной части Керченского пролива в Азовское море;
АМП КЛАССИФИЦИРУЕТСЯ КАК ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНАЯ АВАРИЯ С ГИБЕЛЬЮ СУДОВ И ЛЮДЕЙ (п. 2.1.1 ПРАМП — 2006).
Комиссия Минтрансcвязи Украины по расследованию данных аварийных морских происшествий отмечает квалифицированные действия дежурной вахты ЦРДС «Керчь» ГП «Дельта-Лоцман» и Керченского морского спасательно-координационного под центра ГП «Дельта-Лоцман».
Как Украинской, так и Российской стороной особо отмечены квалифицированные действия капитана Керченского МТП Пилипенко В. Н. и капитанов буксиров при спасании экипажей гибнущих судов.
Начальник Госморинспекции —зам. начальника Госфлотинспекции Украины В. Д. РЕПЕТЕЙ, MNI