4 апреля 2019 года в Одессе состоялся 12-й Национальный морской рейтинг Украины – ежегодный форум, отмечающий успешный бизнес, учебные заведения, организации и предприятия, продемонстрировавшие лучшие достижения за прошедший год в самых разных направлениях деятельности морской отрасли – от лучших социальных программ , до наибольшей перевозки грузов морским транспортом.
Национальный морской рейтинг Украины в кулуарах называют «морским Оскаром Украины». Это едва ли не единственное мероприятие, которое объединяет и традиционных оппонентов – профсоюзы и администрацию предприятий, и бизнес конкурентов, и представителей органов управления отраслью, и целые коллективы предприятий – всех, кто свою жизнь посвятил морским профессиям, морской отрасли, морским традициям.
Цель Национального морского рейтинга Украины отражает его логотип — «Морской выбор Украины». Организаторы рейтинга: журнал «Порты Украины», ИАЦ «BlackSeaTrans» при поддержке Мининфраструктуры Украины, профильных ассоциаций — видят его миссию как информационную поддержку морского сообщества, нацеленного на полноценную реализацию Украиной своего морского, водного потенциала.
В результате многолетнего опыта проведения Национального морского рейтинга Украины сформировались традиционные номинации, по инициативе организаторов ежегодно добавляются новые опции, продиктованные динамичным развитием морского сообщества, бизнеса, связанного с морским и речным транспортом.
Главные критерии определения победителей — реальные достижения. Бескомпромиссный принцип подведения итогов — вот, что отличает Национальный морской рейтинг от мероприятий с подобными названиями. Признание завоевывается трудом.
Победители большинства номинаций определяются на основе показателей работы (переваленные тонны, построенные терминалы, причалы, проценты роста и т.д.). Победителей номинаций «Достижение года» и «Человек года на водном транспорте» определяют эксперты из числа руководителей предприятий, ведущих специалистов отрасли. В этом году свое мнение высказал 81 эксперт.
Форум, посвященный достижениям в 2018 году, не стал исключением. Он собрал в торжественном зале представителей практически всех ведущих предприятий отрасли морского и речного транспорта с разными формами собственности, компании-представительства международных брендов — более 240 представителей отраслевых предприятий, организаций и учреждений, заявивших свое участие.
Морская Палата Украины так же приняла участие в торжестве, посвященном награждению победителей 12 Национального морского форума Украины и высказывает искреннее удовлетворение в том, что в современных условиях нам есть чем и кем гордиться.
В числе победителей отмечены так же участники Морской Палаты Украины:
Шота Хаджишвили, председатель правления Ассоциации морских агентств Украины в номинации «Человек года на водном транспорте Украины – 2018» за принципиальную позицию в борьбе с коррупционными схемами в отрасли, привлечение внимания общественности к систематической проблеме незаконных проверок судов в морских портах, реальное сопротивление коррупции и бюрократии, активное участие в создании Морской Палаты Украины, устойчивое развитие комплекса морских предприятий группы RISOIL и активную гражданскую позицию.
Первое место в этой номинации Ш. Хаджишвили разделил с Алексеем Вадатурским, Героем Украины, генеральным директором СП «Нибулон», отмеченного экспертами за реальный вклад в развитие судоходства на внутренних водных путях Украины, строительство флота для речных перевозок, смелые новаторские решения и построение образцового терминально-логистического бизнеса.
Третье место в номинации «Человек года на водном транспорте – 2018» было присвоено Андрею Иванову, главе группы компаний TRANSSHIP и Вячеславу Кисловскому, Генеральному директору Ассоциации «Всеукраинское объединение крюинговых компаний», Вице-президенту Морской Палаты Украины.
В числе заслуг Андрея Иванова, как руководителя бизнеса, эксперты отметили последовательную успешную политику развития частной судоходной компании, активную позицию в борьбе с коррупцией на транспорте, организацию логистической схемы экспорта зерна из Придунайских районов через Килию с рейдовой дозагрузкой в Днепро-Бугском лимане.
Капитан Кисловский отмечен за достижения в создании ячеек гражданского общества в среде морской общественности – создание Ассоциации ВОКК, Морской Палаты Украины; последовательную борьбу за интересы морской отрасли против коррупции и непрофессионализма. По замечанию одного из экспертов «случай с капитаном Кисловским – реальный пример, как можно расшевелить общество благодаря энергии неравнодушного человека».
В серии номинаций «Работодатель года – 2018» первое место в номинации «EMPLOYER OF THE YEAR» было присуждено компании MARLOW NAVIGATION UKRAINE, трудоустроившей наибольшее количество украинских моряков – 9852.
В номинации SHIPMANAGER OF THE YEAR памятный знак был присужден MSC SHIPMANAGEMENT LTD — иностранной компании-работодателю, устроившей на работу наибольшее количество украинских моряков по итогам работы в 2018 году – 4267.
В номинации BEST MARITIME TRAINING памятные знаки присуждены компании EPSILON MARITIME TRAINING AND EDUCATIONAL CENTRE и компании ANGLO-EASTERN UKRAINE, показавшим высокое качество подготовки моряков.
Специальный памятный знак – 2018 был вручен представителю Национального университета «Одесская морская академия» за выдающийся вклад в подготовку офицеров для морской отрасли и в связи с 75-летием со дня основания.
Первое место в номинации SEAFARERS TRAVEL AGENT присужден компании АКВАВИТА, которая обеспечила доставку к судам почти 30 тысяч украинских моряков.
В номинации «Достижение года – 2018» четвертое место было выделено для Морской Палаты Украины. Эксперты отметили создание МПУ, как проявление активизации гражданских институтов в противодействии коррупции, «последнюю попытку «сеять доброе и разумное» в административно-правовом поле Украины в отношении море-хозяйственного комплекса. По словам одного из экспертов эта попытка может быть успешной, если идею объединения поддержат широкие круги морской общественности и спонсоры от еще не задушенного бизнеса, что позволит создать по-настоящему дееспособный орган. В конечном итоге это вопрос самосохранения и выживания морской транспортной отрасли.
Все заявленные номинации и полный список победителей публикуется в журнале «Порты Украины» и на сайте Национального морского рейтинга Украины — www.UkrMaritimeRating.com
Символическими выглядели Атланты, держащие свод сцены, на которой происходило награждение победителей различных номинаций. Украинский бизнес, морские авторитеты и являются такими Атлантами, удерживающими на своих плечах – инициативе, инвестициях – всю отрасль. В том числе и увеличивающуюся армию чиновников, научившихся паразитировать на актуальных проблемах, «горящих» вопросах загнанной на задворки экономики отрасли, имеющей огромный природный ресурс и профессиональный потенциал.
Но отраслевой праздник признания успехов его представителей не превратился в приторно-слащавое мероприятие. Практически все выступающие участники отмечали сложности, которые приходится преодолевать предприятиям, нарекали на неудовлетворительное состояние руководства отраслью и давление, которое осуществляется на бизнес со стороны контролирующих органов. Наряду с успехами Национальный рейтинг Украины включил и антирейтинг – основные проблемы, которые негативно сказываются на работе отрасли, предприятий.
Главным противоречием состоявшегося морского рейтинга стало определение в качестве главного достижения 2018 года создание Государственной службы морского и речного транспорта Украины – Морской администрации. Эксперты отмечали, что «многолетняя совместная работа большого количества профессионалов и патриотов отрасли по созданию такого органа успешно завершилась» и морская отрасль получила свой орган управления. Следующий необходимый шаг – формирование такой морской администрации Украины, которая будет действовать по прозрачным профессиональным правилам, принятым во всем мире.
В то же время эксперты отвели шестое место в рейтинге «Неудача года – 2018» — начало работы этой самой новосозданной Морской администрации (МА). Эксперты отмечали «превращение МА с самого рождения структуры в коррумпированный орган», незаконные действия которой по реформированию системы капитанов портов способны привести к настоящему правовому хаосу в украинских портах. В перечне «Неудач года – 2018» значится целый список фатальных ошибок руководства отрасли, которые привели к значительному росту числа коррупционных схем и усилению давления на бизнес, к развалу работы системы капитанов портов, снижению уровня профессионализма в отрасли, связанного с назначением на ключевые должности персонала, не имеющего никакого отношения к отрасли либо имеющего недостаточную подготовку.
Лейтмотивом мероприятия стала констатация возросших сложностей ведения бизнеса, неудовлетворенность политикой государственного управления отраслью. Все больше звучали оговорки «не благодаря, а вопреки сложившимся условиям» стало возможным достижение результата…
И уж совершенно необъяснимым фактом стало отсутствие представителей Морской администрации на торжественном мероприятии, посвященном определению лучших отраслевых достижений, успешных предприятий и организаций. Удивительное безразличие руководителей государственного органа к подобного рода мероприятиям говорит об огромной дистанции, разделяющей саму отрасль и ее «стратегов». Узок круг этих «эволюционеров» и страшно далеки они от народа – морской общественности. Высокомерие ли это или элементарная трусость оказаться вне «зоны комфорта» — без привычного всеодобряющего и поддакивающего окружения, заменяющего и морскую общественность и экспертов-профессионалов, перед реальными тружениками отрасли и необходимостью отвечать за конкретные промахи без длительных преамбул – вопрос риторический.
Отдельной опцией Национального морского рейтинга 2018 стала пресс-конференция для СМИ «НЕТ коррупции на морском транспорте», которая состоялась по инициативе морской общественности по окончании торжественной части мероприятия.